Цель исследования определяется как желаемый конечный результат. Она может быть теоретико-познавательной или практической, прикладной.
В психологии имеют место следующие виды целей исследования:
- Определение характеристик явления.
- Выявление взаимосвязи психических явлений.
- Изучение возрастной динамики явления.
- Описание нового феномена, эффекта.
- Обобщения.
- Создание классификации, типологии.
- Создание методики.
Задачи — решение проблемы предполагает пошаговое движение от незнания к знанию, от абстракции более высокого порядка к абстракции низкого порядка; задачи задают алгоритм решения проблемы, проверки гипотезы.
Задачи исследования – это цели второго порядка, через решение которых можно достичь конечной цели.
Задачи исследования – это конкретизация его цели. Они согласовываются с темой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования. Каждая задача должна быть узкой и конкретной.
Выдвижение гипотезы
Гипотеза – это утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем.
|
|
Гипотеза – логическое предположение о существовании явления, причинах его возникновения или о наличии и характере связи между двумя или больше явлениями.
Под гипотезой понимают как само предположение, так и его содержание.
Характеристики научной гипотезы:
o Операционализированность (возможность представления в виде операций практического исследования; возможность эмпирической проверки);
o Простота (возможность простого объяснения исследуемого явления);
o Средний уровень обобщенности (возможность охвата определенного круга явлений, так как слишком общая гипотеза исключает возможность операционализации, а слишком узкая – упрощает исследуемое явление);
o Фундаментальность (базирование на предыдущих, эмпирически проверенных и теоретически обоснованных знаниях).
Признаки научно правильной (продуктивной, «хорошей») гипотезы:
Ø Адекватность (гипотеза может отвечать проблеме, теоретической основе исследования, его цели и задачам, адекватно отображать психическую реальность);
Ø Правдоподобность (правдивость) (гипотеза может содержать логику здравого смысла и базироваться на уже известных, доказанных фактах, не противоречить научным данным, хотя в ней могут быть элементы и нового знания);
Ø Проверяемость (гипотеза лишь тогда становится научно ценной, когда ее можно проверить повторно.