Формулирование цели и задач исследования

Цель исследования определяется как желаемый конечный результат. Она может быть теоретико-познавательной или практической, прикладной.

В психологии имеют место следующие виды целей исследования:

- Определение характеристик явления.

- Выявление взаимосвязи психических явлений.

- Изучение возрастной динамики явления.

- Описание нового феномена, эффекта.

- Обобщения.

- Создание классификации, типологии.

- Создание методики.

Задачи — решение проблемы предполагает пошаговое движение от незнания к знанию, от абстракции более высокого поряд­ка к абстракции низкого порядка; задачи задают алгоритм решения проблемы, проверки гипотезы.

Задачи исследования – это цели второго порядка, через решение которых можно достичь конечной цели.

Задачи исследования – это конкретизация его цели. Они согласовываются с темой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования. Каждая задача должна быть узкой и конкретной.

Выдвижение гипотезы

Гипотеза – это утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем.

Гипотеза – логическое предположение о существовании явления, причинах его возникновения или о наличии и характере связи между двумя или больше явлениями.

Под гипотезой понимают как само предположение, так и его содержание.

Характеристики научной гипотезы:

o Операционализированность (возможность представления в виде операций практического исследования; возможность эмпирической проверки);

o Простота (возможность простого объяснения исследуемого явления);

o Средний уровень обобщенности (возможность охвата определенного круга явлений, так как слишком общая гипотеза исключает возможность операционализации, а слишком узкая – упрощает исследуемое явление);

o Фундаментальность (базирование на предыдущих, эмпирически проверенных и теоретически обоснованных знаниях).

Признаки научно правильной (продуктивной, «хорошей») гипотезы:

Ø Адекватность (гипотеза может отвечать проблеме, теоретической основе исследования, его цели и задачам, адекватно отображать психическую реальность);

Ø Правдоподобность (правдивость) (гипотеза может содержать логику здравого смысла и базироваться на уже известных, доказанных фактах, не противоречить научным данным, хотя в ней могут быть элементы и нового знания);

Ø Проверяемость (гипотеза лишь тогда становится научно ценной, когда ее можно проверить повторно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: