Единство воспитательных воздействий

Этот принцип, называемый также принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам - Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства вос­питательных воздействий. Правила реализации принципа:1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т. д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздейст­вия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Недаром большинст­во педагогов согласны с формулой - по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовы­вать воспитательные действия. Проверенное средство связи школы с семьей - дневник школьника. Педагогически правильное ведение этого докумен­та позволяет эффективно координировать усилия родителей и учителей. Сейчас в некоторых школах отказались от дневни­ков, в других учителя не обращают внимания на то, что ребята ведут дневники неряшливо. Но ведь пока нет лучшего средства оперативной связи - индивидуальные компьютерные карточ­ки, используемые в западных школах, вряд ли скоро придут в нашу школу. Поэтому нужно, наоборот, повысить роль днев­ника, сделав его главным оперативным документом, отражаю­щим текущую жизнь школьника.3. Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те каче­ства, которые они хотели бы прививать своим детям.4. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи или, напротив, семья отрицательно относится к требова­ниям воспитателей. Устранять недоразумения следу­ет, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.

Все перечисленные принципы процесса воспитания находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, но в то же время каждый из них обладает относительной самостоятельностью и своим уровнем отражения в практической воспитательной деятельности.

Классификация методов воспитания

Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

1) влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

2) влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания И. Г. Щукиной на основе направленности. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания.

1) Методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример).

2) Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации).

3) Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: