double arrow

Вопрос 23. Современные концепции воспитания. Воспитание на основе потребностей


Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии, превращается в действительность.Современные концепции воспитания:1. Основной в воспитании стала реалистическая модель. Реализм исходит из идеи передачи воспитаннику опыта и знаний с учетом его возрастных возможностей в том виде, в котором он сможет их сразу усвоить. Воспитание должно строиться в помощь воспитаннику в освоении того, что побуждает его к определенному поведению и видам деятельности. Недостаток концепции в том, что в результате происходит воздействие на сознание человека, при этом не уделяется достаточно внимания эмоционально-образной сфере личности.2. Антропоцентрическая модель основывается на понимании человека как целостной системы, притом открытой, постоянно изменяющейся и обновляющейся в результате взаимодействия с окружающим миром. Процесс воспитания не может быть ограничен какими-либо нормами, следовательно, не может иметь завершения. Он должен строиться таким образом, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии, а педагог лишь регулировал процесс развития личности.3. Свободное воспитание направлено на формирование интересов и жизненных принципов, а также создание условий для их реализации. Целью такой модели является научение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор принципов и жизненных ценностей. Сторонники этой модели опираются на идею, что сущность индивида составляет сделанный им выбор, а педагогу необходимо помочь ребенку понять себя, свои потребности и потребности окружающих людей и согласовать их в конкретной ситуации. 4. Существуют и другие модели воспитательных процессов. Например, гуманистическая модель основана на учете личностных и индивидуальныхособенностей воспитуемого, или технократическая модель, опирается наположение о том, что процесс воспитания должен быть строго направленным,управляемым и контролируемым, следовательно, воспроизводимым и прогнозируемым.

Воспитание на основе потребностей

Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Он выступает против существовавшей многие годы социоцентрической модели воспита­тельной деятельности. Он пишет: "Предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потреб­ностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в человеческое сообщество и стра­стно стремится познать себя, непонятного и непокорного, най­ти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого".

В своих представлениях о влиянии воспитания на разви­тие личности ребенка Созонов делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека. Базовые потребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерий эффективности воспитательной работы. Из та­кого понимания воспитательного процесса и вытекает определение воспитания как деятельности педагога, направлен­ной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

1) в творческой деятельности;

2) быть здоровым;

3) в защищенности, безопасности;

4) в уважении, признании, необходимом социальном ста­тусе;

5) в смысле жизни;

6) в самореализации;

7) в удовольствии, наслаждении.

Созонов подчеркивает, что ребенок - существо не самодостаточное, для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Отсюда становится очевидной цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потреб­ностей личности учащегося. При осуществлении процесса воспи­тания педагогу необходимо знать и учитывать закономернос­ти, логику и стадии развития личности ребенка. Имея отчетливые представления о половозрастных осо­бенностях становления личности ребенка, этапах развития его мотивационно-потребностной сферы, педагог должен со­блюдать следующие требования:

1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуа­циях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто ро­мантическое и высокое;

2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, что­бы ребенок знал его цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой;

3) опираться на прошлый жизненный опыт ребенка, не противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям; если же дело новое, то следует вооружить его знанием о предстоящем деле, нарисовать новые пер­спективы, порепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение;

4) мобилизовать, укрепить волю участников, веру в ус­пех, стремление довести дело до конца, несмотря на трудности, апеллируя к их самолюбию;

5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия, достижение общей «завтрашней радости» от самопроявле­ния, преодоления трудностей; все это развивает, повышает самооценку, увеличивает духовные силы.


Сейчас читают про: