double arrow

Методы формирования сознания личности.



Главная цель этих методов - воздействие на сознание, чувства, волю воспитанников для объяснения и доказательства правильности или необходимости определенного поведения, норм и правил общения, отношение к окружающему миру и др.

К этой группе относятся методы:

- Признание, внушения;

- Убеждения;

- Примера.

Признание предусматривает информацию, сообщения о фактах, поступки, события, а также разъяснение сущности, значения тех или иных качеств личности, принципов, норм и правил поведения, путей достижения поставленной цели, способов самовоспитания, самообразования, чтобы сформировать на основе приобретенных знаний определенные понятия.

Внушение - метод психологического воздействия на человека, рассчитанный на некритическое восприятие ею слов, мыслей других, что приводит либо к проявлению у человека, даже кроме его воли и сознания, определенного состояния, чувств, отношения, либо к совершению человеком поступков, которые могут непосредственно не соответствовать ее принципам деятельности, поведения. Внушение не требует доказательств, аргументации, логики. Определяющим средством внушения могут быть яркие факты, цитаты, примеры, личность воспитателя. Степень внушения зависит как от возрастных, так и индивидуальных особенностей субъекта, его культурного и интеллектуального развития, особенностей характера, а также от временного состояния психики, авторитета воспитателя.




Убеждение - метод воздействия на сознание, волю индивида, способствует формированию новых взглядов, отношений или изменении тех, что не соответствуют общечеловеческим и национальным нормам и принципам. Метод предусматривает обоснование определенного понятия, отстаивание нравственной позиции, оценки поступков, действий и др.. Основу этого метода составляют знания, которые используются для объяснения и доказательства правильности или необходимости определенных отношений, поведения, но в сочетании с чувствами. Основными приемами реализации методов формирования сознания индивида являются: лекции, рассказы, беседы, диспуты, конференции, собрания, в основе которых лежит слово.

Беседа предполагает целенаправленную организацию обмена мнениями. Тематика, содержание бесед определяется воспитательными задачами, которые касаются отдельного индивида или определенной группы школьников. По содержанию беседы охватывают различные вопросы морали, этики, эстетики, научной организации труда, физического воспитания, политических событий и др..



По форме проведения определяют беседы фронтальные (с группой школьников) и индивидуальные. Различают также запланированы и эпизодические беседы.

Методика проведения беседы зависит от поставленной цели, задач, содержания, форм бесед. Это может быть обмен мнениями по поводу определенного выражения, прочитанной статьи, поступков школьников, событий в жизни государства, школы, класса, отдельных учащихся. Беседа обеспечивает выявление личностной оценки по различным вопросам жизни, взглядов, суждений.

Диалог имеет такую логическую структуру:

1) начало беседы, воспитатель вводит детей в тему беседы,

2) передача информации - воспитатель ставит вопрос, предлагает выразить свое мнение,

3) аргументация - дети участвуют в обсуждении вопроса, приводят примеры из своей жизни или эпизоды из книг, публикаций, периодики и т.п.;

4) принятие решений - воспитатель обобщает выступления, помогает детям делать выводы.

Дискуссия (диспут) предполагает спор, столкновение различных точек зрения, взглядов, мнений, оценок, отстаивания своих убеждений. Дискуссия требует специальной подготовки участников: выбирается очень острая тема, определяется авторитетный, эрудированный ведущий дискуссии, разрабатываются вопросы, которые стимулировали бы участников к спору. Эти вопросы, рекомендуемая литература доводятся до сведения участников ранее, чтобы была возможность подготовить аргументацию.

Дебаты как метод формирования сознания личности применяется только в юности. Прения состоят из двух частей. В первой выступают основные выступающие, определены организаторами дебатов. Заранее указывается тема дебатов, например, "нужна Украине независимость"? Основные выступающие делятся на "предложение" (они должны доказывать, что Украине нужна независимость) и "оппозицию" (их задача доказывать, что независимость Украины не нужна).

Все присутствующие тоже разделяются на две группы: поддержка предложения и поддержка оппозиции. Во время дебатов учащиеся должны уметь находить аргументы к той позиции, которую должны отстоять. После выступлений основных ораторов начинаются дебаты в зале, в которых может принять участие каждый. После дебатов в зале происходит голосование за аргументы, а не тезис. После чего объявляются итоги дебатов.

Очень полезно для формирования убеждений решения дилемм Кольберга. Дилеммы представляют собой реальные жизненные ситуации, которые не имеют однозначно правильного решения (например, украсть лекарства, если нет денег, дать человеку умереть; требовать справедливости или подчиниться родителям). Переживания и размышления при детальном обсуждения дилемм создают необходимый каждому человеку опыт решения сложных жизненных проблем и принятие ответственности за свои решения.

Рассказ - это монолог воспитателя, который строится как рассказ, описание, разъяснения. Она проводится, чтобы вызвать чувство сопереживания с героями рассказа, раскрыть содержание моральных норм и правил поведения, представить идеальный образ подобное. При этом важно не учить прямо, а давать возможность детям оценивать самым то, что услышали, делать выводы.

Лекция, как и рассказ, - монолог воспитателя, но больше по содержанию и дается на уровне теоретического обобщения. Именно поэтому лекции проводят со старшеклассниками с целью раскрытия различных вопросов, связанных с формированием личности. В содержании лекции определяются, как правило, несколько вопросов, их последовательное раскрытие дает слушателям представление по определенной проблеме.

Эффективности использования методов формирования сознания способствует:

1. Позитивное взаимодействие воспитателя и воспитанников, установление контакта с ними.

2. Формирование интереса, внимания к содержанию информации: использование приемов сопереживание, парадоксальной ситуации, пауз, конкретных примеров.

3. Доказательность в процессе убеждения. Умение объяснить свое мнение с помощью известных истин (тезис, аргументы, способы доведения истины).

4. Обращение к чувственно-волевой сферы учащихся. Воздействие на сознание личности предполагает опору на его чувства и волю.

5. Личность воспитателя - главный фактор использования методов просвещения, внушения, убеждения, его эрудиция, педагогическое мастерство, речевая культура, стиль жизни, манеры, жесты, мимика, педагогический такт.

Метод примера - это метод воздействия на сознание, чувства, поведение личности через подражание. Подражание направлено на воспроизводство индивидом определенных внешних черт, образцов поведения, которое сопровождается эмоциональными и рациональными чувствами. Примером для школьников могут быть родители, учителя, знакомые, литературные герои, выдающиеся современники, ярко проявили себя в труде, науке, искусстве. В процессе взаимодействия субъектов в контактных группах создаются условия для подражания, особенно на ранних этапах развития личности. Деятельность одного способствует деятельности другого. Особенностью групповой деятельности является сотрудничество и соперничество, что в значительной степени определяют эффективность подражания.

Таким образом, пример в воспитании может выполнять разнообразные функции: конкретизировать стремления, идеалы учеников, быть доказательством для их обоснования; убеждать в целесообразности своих взглядов, поступков; стимулировать самовоспитания. Еще древнеримский философ Сенека утверждал, что трудно привести к добру нравоучениями, легко - примером.



Сейчас читают про: