Вопрос 26. Урок как основная форма взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе. Требования к деятельности учителя, обеспечивающие эффективность урока

В настоящее время в общеобразовательных школах используется классно-урочная форма обучения. Классно-урочная система предполагает постоянный состав группы, учащихся одного возраста и принятых к учению одновременно.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Классно-урочнаясистема существует около трех столетий. За это время ее подвергли тщательному анализу. Можно отметить следующие позитивные стороныданной системы:

1) экономичность обучения;

2) взаимодействие учащихся и помощь друг другу;

3) четкую структуру урока;

4) доминирующую роль учителя, который грамотно управляет процессом обучения;

5) в процессе индивидуально-коллективного общения между учителем и учениками последние осваивают навыки, знания и развивают способность общения с другими людьми, друг с другом;

6) осуществляется процесс совершенствования педагогического мастерства учителя, происходит двухстороннее развитие: ученика, приобретающего новые знания, и педагога.

В классно-урочной системе существует и ряд недостатков:

1) педагог вынужден часто принимать во внимание индивидуальные способности отдельных учащихся, что тормозит темпы обучения всего класса;

2) единая программа обучения рассчитана на всех и каждого и не всегда учитывает индивидуальные способности учеников, что создает трудности для слаборазвитых учащихся и не поощряет особо одаренных.

Личность, организующая и реализующая учебно-воспита­тельный процесс в школе - это учитель. Учитель - чело­век, имеющий специальную подготовку и профессионально за­нимающийся педагогической деятельностью. Требования к учителю - это система профессиональных ка­честв, определяющих успешность педагогической деятельности. Первое требование к профессиональному педагогу - нали­чие педагогических способностей. Педагогические способности - ка­чество личности, выражающееся в склонно­стях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Выделены главные группы способностей:

1) Организаторские. Проявляются в умении учителя спло­тить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.

2) Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступ­но, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал.

3) Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в ду­ховный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

4) Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отноше­ния с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5) Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

6) Исследовательские способности, проявляющиеся в уме­нии познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

7 ) Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвое­ния научных знаний в избранной отрасли.

Важными профессиональными качествами педаго­га мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д. Самые важные качества, которые должны быть присущи педагогу: человечность, до­брота, терпеливость, порядочность, честность, ответствен­ность, справедливость, обязательность, объективность, щед­рость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм и многие другие.

Обязательное для учителя качество - гуманизм, т. е. отно­шение к растущему человеку как высшей ценности на Земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности уча­щегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, озабоченности раз­витием его личности.

Учитель -это всегда активная, творческая личность. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспита­теля быть изобретательным, сообразительным, настойчивым. Профессионально необходимыми качествами учителя явля­ются выдержка и самообладание. Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в пе­дагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Отдельно следует сказать о профессиональном такте педа­гога как особого рода умении строить свои отношения с вос­питанниками. Педагогический такт - это соблюдение чувства меры в общении с учащимися.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: