АШ Штацкого

Он создал в Москве для детей из бедных семей детские клубы, детский сад, детскую трудовую колонию под Москвой.Шацкий пытался решить задачу всестороннего развития ребенка в процессе его разнообразной деятельности - посильного физического труда, игры, занятий искусством.

В России ставилась цель создать новое общество и государство, воспитать нового человека, в чем главную роль должна была сыграть школа. Во взглядах и деятельности Шацкого особенно ценным является его стремление опереться в воспитательной работе на факторы воздействия среды на личность, борьбу за создание условий, благоприятствующих физическому и духовному развитию детей.

Шацкий считал, что «труд вносит смысл и порядок в детскую жизнь», но при некоторых условиях:

- труд должен быть интересен для детей,

- труд должен иметь для детей личную и общественную значимость,

- он должен быть направлен на развитие сил и способности детей,

С.Т. Шацкий больше, чем кто-либо из педагогов 20-х годов, связанный с жизнью школы, боролся с голым теоретизированием, с прожектерскими идеями педагогов, которые в тихом уюте кабинетов создавали теории, призванные потрясти мир, а на деле дискредитировавшие педагогику.

Известный педагог утверждал, что, занимаясь обучением и воспитанием детей только в стенах школы, мы обрекаем усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные самой жизнью, будут либо отброшены учащимися, либо будут способствовать воспитанию двуликих Янусов, соглашающихся с установками педагогов, но поступающих им вопреки. Поэтому задача школы – изучить организованные и неорганизованные воздействия на ребенка и, опираясь на положительные влияния, бороться с отрицательными воздействиями среды. В этой работе школа выступала центром, координирующим и направляющим педагогические воздействия общественных организаций и населения.

Штацкий выделял три возможных типа школ:

1. Школа, изолированная от окружающей среды.

2. Школа, интересующаяся воздействием среды, но не сотрудничающая с ней.

3. Школа, выступающая организатором, контролером и регулятором воздействия среды на ребенка.

Особую роль для Штацкого играла семья. Анализ контактов школы с родителями выявляет определенные трудности на пути к их совместной работе. Вмешательство школы в жизнь семьи было новым для традиционных отношений между школой и семьей. Признание пришло лишь после того, как родители убедились в целесообразности начинаний школы, в их ценности для здоровья и деятельности детей.

Кроме работы с семьей, необходимо было тесно сотрудничать с общественными организациями. Поэтому педагоги старались укрепить школьные пионерские и комсомольские организации. Для работы этих организаций были характерны ориентация не на количество, а на качество работы, идейная убежденность, высокая дисциплинированность. Все общественные организации деревни – сельсовет, жилищные товарищества, профсоюзы и т.д. – также планировали воспитательную работу с детьми.

Педагог справедливо считал, что проблемы воспитания нельзя рассматривать и тем более правильно решать в рамках только учебного заведения, так как на формирование личности ребенка оказывает сильное влияние окружающая среда: природа, хозяйство, семья, общественные организации. Поэтому система воспитания Шацкого включала элементы культуры материальной, духовной (в том числе эстетической), социальной. Говоря современным языком, опытная станция Шацкого представляла собой первое в стране и мире научно-производственное педагогическое объединение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: