Система образования в России. Основные принципы образовательной политики РФ. Типологии образовательных учреждений

Система образования в Россиии. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

дошкольные; общеобразовательные

учреждения для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей;

• профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

• учреждения дополнительного образования;.

• другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений. Сегодняшняя система образования в России - федеральная, централизованная.В настоящее время российская система образования очень схожа с немецкой, но все же она представлена в более упрощенном виде:

Дошкольное образованиеНачальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы

Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.

Полное среднее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии является неприемлемым.

Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже - доктора наук.

Принципы государственной политики в области образования Образовательная политика – это деятельность субъектов образования, общественных институтов и властных структур по определению общенациональной системы социальных приоритетов в образовании и целенаправленной деятельности по их претворению в жизнь. [Закон "Об образовании"] [Глава I] [Статья 2]Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

• единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

• светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

• свобода и плюрализм в образовании;

• демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Все образовательные учреждения по направленности и содержанию работы можно подразделить на несколько типов. По организационно-правовым формам выделяют:

• 1) государственные;

• 2) негосударственные;

• 3) муниципальные образовательные учреждения.

В России существуют следующие типы образовательных учреждений:

• 1) дошкольные;

• 2) массовые, общедоступные школы;

• 3) учреждения профессионального образования;

• 4) школы-интернаты;

• 5) специализированные школы для детей с отклонениями в развитии и т. д.

К дошкольным образовательным учреждениям относятся:

• 1) детские сады;

• 2) детские ясли;

• 3) развивающие центры и т. д.

Они занимаются укреплением, развитием и необходимой коррекцией умственных, психических, физических способностей детей в возрасте от 1 года до 6 лет.

Общеобразовательные учреждения представлены:

• 1) школами;

• 2) гимназиями;

• 3) лицеями.

В них учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего продолжения образования, овладевают основами культурного и здорового образа жизни и т. д.

В структуру общеобразовательной школы входят:

• 1) начальная;

• 2) средняя;

• 3) старшая школы.

Лицеи и гимназии отличаются от обычных школ более серьезным подходом к изучению разнообразных предметов.
Учреждения профессионального образования подразделяются на следующие виды:

• 1) учреждения начального профессионального образования – подготавливают специалистов по отдельным профессиям на базе среднего общего образования;

• 2) учреждения среднего профессионального образования – подготавливают специалистов среднего звена на базе общего или начального профессионального образования;

• 3) учреждения высшего профессионального образования – готовят различных специалистов на базе среднего и среднего профессионального образования;

• 4) учреждения послевузовского профессионального образования – готовят специалистов научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

• Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании»[1] (далее – Закон РФ «Об образовании») устанавливает следующие типы образовательных учреждений:

• 1) дошкольные;

• 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

• 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

• 4) учреждения дополнительного образования взрослых;

• 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

• 6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

• 7) учреждения дополнительного образования детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: