double arrow

Образовательная программа образовательного учреждения. Формы освоения образовательных программ

Образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается как комплексный организационно-управленческий документ – современная форма социального заказа, наиболее полно отражающая интересы, возможности, потребности всех участников образовательного процесса. Образовательная программа – это программа деятельности участников образовательного процесса.Образовательная программа рассматривается как программа деятельности – как организованная совокупность способных деятелей, а вовсе не как перечень мероприятий в традиционном понимании программы. Основная цель Образовательной программы – создание условий, способствующих становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, способного к адекватному целеполаганию и выбору жизненных позиций в стремительно изменяющихся социально-экономических условиях жизнедеятельности человека, учитывающего социокультурные аспекты развития личности, обладающей готовностью к личностно-профессиональному развитию в течение всей жизни, создание условий, позволяющих реализовать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся средней школы на основе самопознания, самоопределения, сохранения здоровья как основного ресурса самореализации личности. Образовательная программа определяет основные задачи как создание условий для получения школьниками качественного образования, позволяющего адаптироваться к современной социальной среде и успешно жить в ней, на основе обеспечения: выполнения образовательного государственного заказа, положительной динамики образовательных результатов; комфортности обучения и работы всего коллектива школы; удовлетворения учащихся и их представителей условиями предоставления образовательных услуг; роста статуса школы в районе и городе. Критерием качества образования выступает уровень социальной и культурной зрелости выпускника Центра образования, степень проявления его способностей к осмысленному продуктивному действию в интересах развития общества и личности.Образовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. При этом обеспечивается:

· формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способных к деятельности;

· приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

· подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории;

· воспитание образованного человека, умеющего применять знания в созидательной деятельности, соответствующей его интересам и способностям, гражданина XXI века;

· становление человека нравственного, способного к духовной самореализации в отношениях с людьми, к социальной адаптации и корректировке своего поведения в сложном меняющемся мире;

· формирование личностных качеств, связанных с мотивацией к непрерывному совершенствованию уровня образованности, развитием способности к личностному самоопределению и социальной адаптации, готовности к ценностному и профессиональному самоопределению.

Образовательная программа предполагает, что вся инфраструктура учебно-воспитательной деятельности выступает средством достижения основной цели образовательного учреждения - развитие человека и гражданина, его человеческих и гражданских качества, сбережение здоровья учащихся. В социальном аспекте Образовательная программа является свободной формой гражданского контракта между обществом (родителями и попечителями детей) и образованием (образовательным учреждением, педагогическим коллективом) относительно развития компетентностей учащихся. Это предполагает соучастие в управлении деятельностью ЦОобщественных и неформальных органов как сообщества учащихся, их законных представителей, педагогического коллектива ЦО, представителей органов управления образованием.Таким образом, содержание Образовательной программы ориентировано на реализацию основных образовательных программ трех ступеней образования: 1 ступень - начального общего образования (срок освоения – 4 года); 2 ступень - основного общего образования (срок освоения – 5 лет); 3 ступень - среднего (полного) общего образования (срок освоения – 2 года). Образовательная программа каждой ступени общего образования должна содержит свои цели образования. Последовательное освоение указанных программ позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить аттестат о среднем (полном) общем образовании. При этом обеспечивается усвоение учащимися базового содержания образовательных программ, предоставление широкого спектра дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг.Деятельность многопрофильной (универсальной) школы должна дать каждому человеку, проживающему на данной территории, необходимые средства для его социализации, духовного, этнокультурного и профессионального самоопределения. Для роста общекультурного багажа, поддержания или повышения своего профессионального и материального статуса, для сохранения или обновления социальных ролей и позиций, присущих ему и насущных для окружающих его людей. Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива полностью согласуется с особенностями и условиями образовательного пространства школы:социальным заказом на качество образовательных услуг; индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся и их родителей, реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; объективной потребностью населения в гораздо более раннем самоопределении личности; необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через гражданско-патриотическое воспитание, поддерживать и развивать здоровый образ жизни; перспективами развития муниципального образования через создание единого образовательного пространства на основе органического сочетания форм общего, профильного обучения; необходимостью противостоять негативным воздействиям социальной среды; необходимостью развития системы дополнительного образования, обеспечивающей содержательный образовательно-культурный досуг; эстетического и этического развития учащихся. В данной Образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:осуществление обучения и воспитания разносторонней, самостоятельной, свободной, интеллектуальной, культурной, нравственной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, национальными, этническими, религиозными социальными группами;формирование личности, имеющей устойчивую ценностную гражданско-патриотическую ориентацию; обеспечение непрерывности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, создание условий для перехода на освоение образовательных программ среднего и высшего профессионального образования; создание условий для осознанного выбора профессии через организацию предпрофильного и профильного обучения, развитие системы дополнительного образования; обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся, создание системы ценностных ориентаций, где приоритетным является культ знаний, научного поиска, творчества; реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности, внедрения дистанционных образовательных технологий; создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся. Создание образовательного пространства, обеспечивающего развитие ценностных ориентаций личности ребенка и предоставляющего многопрофильный выбор возможностей непрерывного образования наоснове интеграции педагогической деятельности коллектива и положительного воздействия социальной среды, предполагает развитие системы сопровождения деятельности ЦО при решении приоритетных задач и предполагает выполнение взаимосвязанных направлений работы ЦО, исходя из единства целей и задач:педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с государственными образовательными стандартами; воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности, формирование у учащихся качеств гражданина, отвечающего современным требованиям общества; социальная и социально-педагогическая работа по созданию условий жизнедеятельности и социализации учащихся;методическая работа, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение эффективности и качества уроков, профессионализма педагогов; психологическая работа, обеспечивающая комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы; дополнительное образование как дополнение базового образования в соответствии с интересами и потребностями учащихся, их родителей, социума; профильное образование, направленное на социализацию учащихся через осознанный выбор профиля обучения и допрофильную подготовку. внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни. Для достижения поставленной перед педагогическим коллективом цели требуется решение целого ряда задач:обеспечение базового образования, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов; выбор форм взаимодействия педагогического и ученического коллективов, обеспечивающих развитие индивидуальности, насыщение их нравственным содержанием; создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся; обновление содержания образования с учетом потребностей учащихся, родителей и социума к профилям обучения; установление связей (образовательных, научно-практических, методических) с учреждениями среднего и высшего профессионального образования, закрепление их договорами о сотрудничестве; реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности; 10создание условий для осознанного выбора профессии через обеспечение преемственности образовательных программ ЦО с образовательными программами среднего и высшего профессионального или специального образования; создание условий, обеспечивающих приобщение учащихся к ценностям культуры для интеграции личности в системе национальной и мировой культур на основе выбора целесообразных форм воспитания и обучения учащихся; создание условий для социокультурной адаптации обучающихся;воспитание гражданственности, любви к Родине, уважительного отношения к духовному и культурному наследию, семье, толерантности к окружающим; создание условий для внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Успешность реализации Образовательной программы во многом зависит от четкого взаимодействия с органами управления образования, научно-методическим центром, научно-исследовательскими институтами, занимающимися проблемами обучения, воспитания детей и подростков, учреждениями дополнительного образования, объектами социокультурного назначении в целях сохранения и воспроизводства единого культурного пространства, создания единого содержания образования, образовательного пространства.Создание единого образовательного пространства Центра образованиявозможно лишь при сохранении интегрированной функции образования. Образовательное пространство ЦО должно обеспечивать обучение, воспитание, сохранение и укрепление здоровья учащихся и быть ориентированным на установление взаимосвязи учащихся, педагогов, родителей, институтов и формирований социума. ЦО должен стремиться максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое образование, но и развить индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Предполагается, что включение родителей в учебно-воспитательный процесс будетспособствовать открытости ЦО в вопросах развития учащихся, ЦО, социальных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: