Средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. Можно воспользоваться классификацией польского дидакта В.Оконя, в которой средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.
Простые средства
1. Словесные: учебники и другие тексты.
2. Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины.
Сложные средства
3. Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп.
4. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио.
5. Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.
6. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.
Билет № 19
Организационные формы обучения.
Характеристика классно-урочной системы, ее достоинства и недостатки.
|
|
Урок: типология и структура в различных видах обучения. Современные требования уроку. Подготовка учителя к уроку. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в школе.
Понятие о формах организации обучения.
Формы обучения | Формы организации обучения |
- индивидуальные или индивидуально-групповые; - коллективные; | Это вид занятия: - кружок; - факультатив; - урок; - экскурсия; - отличается составом учащихся, местом и временем проведения, характером деятельности учителя и учащихся. |
Система индивидуальной формы обучения
По этой системе обучения учитель передавал знания, опыт каждому ученику отдельно (гувернерство, репетиторство).
Индивидуально-групповая форма обучения.
Был распространен в школах средневековья. Учитель работая с группой 10-12 человек кратко излагал материал одному ученику, давал ему задания и переходил ко 2 и 3 и так и далее. Завершив работу с последним учитель возвращается к первому ученику. Содержание образование было строго индивидуально. В группе собирались дети разного возраста и разного рода подготовки.
Коллективная форма обучения.
Появилась в 16 веке в школах Украины и Белоруссии. Высшей формой обучения является классно-урочная система обучения.
Признаки классно-урочной системы.
1. Учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных следующих одна за другой частей.
2. Каждый урок посвящен только одному предмету.
3. Стабильное расписание.