Демокрит (460-370 до н.э.).
Гл. достижением в пед-ой мысли можно считать то, что выдвинул принцип природосообразного воспит-я, чел-к явл частью природы. Именно поэтому, все, что связано с чел-ом, в том числе и воспит-е, должно подчиняться з-ам природы. Воспит-е чел-ка ведет к обладанию 3 дарами:
® «умение хорошо мыслить»
® «хорошо говорить»
® «хорошо делать»
Демокрит считает воспит-е тяжелым, но благородным трудом, кт преобразует природу чел-ка. Придавал особую значимость раннему началу обучения, указывал на необход трудового воспит-я. Д. предпочитал развитие мышления, интеллекта, простой передачи готовых знаний.
Сократ (469-399 до н.э.).
Гл. пед-ий постулат (идея) – это нравственное самосовершенствование. Чел-к должен постоянно стремиться познать себя. Выдвинул метод майэфтики – это диалог учителя и ученика, кт предполагает наводящие вопросы ученику. Майэфтика переводится как повивальное искусство.
С. связывал прир способности чел-ка с правом на образование. Гл. задачей учителя считал пробуждение мощных сил ученика. По мысли С. Чел-к обладает разумным сознанием, кт направлено на доброту и истину.
|
|
Платон (427-347 до н.э.).
Его взгляды исходят из учения «Об идеальном гос-ве». По его мнению, сущ-ет 3 сословия:
- философы (те, кто правят гос-ом)
- воины
- все остальные свободные граждане
Система воспит-я по Платону:
Впервые выдвинул идею о гос-ом хар-ре воспит-я, образования, о том, что именно гос-во должно выдавать средства и заботиться и др.
До 7 лет дети должны воспит-ся в общетсвенно-воспит заведениях.
С 7 до 12 лет дети учатся в гос-ых школах, где обучают грамоте, пению, игре на муз-х инструментах.
С 12 до 16 лет дети посещают палестру (школу борьбы).
С 16 до 18 лет по мнению П. дети должны изучать основы: арифметики, астрономии, геометрии, военное дело.
С 18 до 20 лет юноши получают спец физич подготовку.
После 20 лет продолжаю обучение те, кто обнаружили у себя успехи в овладении наукой.
К 30 годам из их среды выделяются самые способные и продолжают обучение еще 5 лет (изучают диалектику, искусство вести беседы, дискуссии).
В течении 15 лет они управляют гос-ом.
Осн труды Платона: «Гос-во» и «Законы».
Аристотель (384-322 до н.э.).
В осн пед-го учения лежит его идея о 3 чел-х душах:
® Растительная душа (отвечает за питание и размножение)
® Животная (за ощущения и желания)
® Разумная (за мышление и познание).
Выделял 3 вида воспит-я в соответствии с этими 3 душами:
® Физическое
® Нравственное
® Умственное
Гл задачей Ар. считает воспит-е в народе добродетелей. Ар. считается первым, кто предложил возрастную периодизацию ребёнка. Он разделил возраст на 3 периода, каждый по 7 лет.
1) 0-7 лет – семейное воспит-е
2) 7-14 лет – «до бороды». В этот период происходит элементарное физич-е, нравственное и умственное развитие
3) 14-21 год – «от бороды». В этот период чел-к должен совершенствовать и развивать уже полученные знания и определится с будущей профессией.