double arrow

Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» явл. основным пед-им сочинением Руссо.

Цель воспитания- сделать воспитанника чел-ом, воспитать в нем прежде всего черты, нужные любому чел-ку.

Он считал, что воспитание получают из трех источников: от природы, от окружающих людей и от вещей.

Природа как источник воспитания- это внутреннее развитие способностей и органов чувств чел-ка. Природа в данном контексте- это природные данные ребенка, кот. он имеет от рождения. Воспитание людь­ми (родителями, воспитателями, учителями) - эти приучение человека использовать развитие этих способностей и органон. Воспитание от вещей (т.е. от окружающего мира) —это собствен­ный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми от сталкивается и которые на него воздействуют.

Правильным вос­питание будет тогда, когда все три фактора действуют согласованно, в одном направлении.

В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, свобода. Опираясь на это положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ре­бенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его ин­тересами и запросами.

Руссо делил жизнь свое­го воспитанника на четыре периода.

1. Младенчество (раннее детство)- от рождения до 2 лет- это время физического развития, когда ребе­нок нуждается в движении, поэтому нельзя стеснять его свободы, нужно позволить ему. свободно двигаться, не затягивая его пеленками. В эти годы нужно укреплять.физические силы, закаливать ребенка. Вскармливать ребенка нужно самой матери. Не следует торопить при­роду, заставляя ребенка говорить — всему свое время.

2. Детство - от 2 до 12 лет- по его выражению, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить. В этом возрасте, по мнению Руссо, необходимо главным образом всячески развивать внешние чувства ребенка. По-прежнему необходимо усиленно заниматься укреплением здоровья ребенка, его физическим развитием. Одежда ребенка должна быть самой простой, удобной, не стесняющей его движений; поменьше пользоваться головными уборами. Следует приучать детей к холоду, он никогда не вредит, если с ранних лет их не кутать; приучать их к солнечному жару. Детям нужен продолжительный сон, нужна жесткая постель, так как мягкая расслабляет тело. Пища должна быть простой.

3. Отрочество- от 12 до 15 лет- в этот период осуществляется умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте ребенок, по Руссо, еще не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может как следует понять отношений между людьми, поэтому он должен изучить то, что связано с окружающей его природой. Надо при выборе предметов для изучения исходить из интереса ребенка.Естественно, что интерес ребенка направляется на то, что он видит, и потому его интере­суют география, астрономия, природоведение. Руссо развивал ори­гинальную методику получения этих знаний ребенком, основанную на самостоятельном исследовании им явлений.

Физический труд— это неизбежная обязанность общественного человека. Поэтому свободный человек должен владеть разными видами сельскохозяйственного и ремес­ленного труда, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. В первую очередь ребенок изучает столярное ремесло, которое Руссо очень ценит в воспитательном отношении, а затем знакомится с рядом других ремесел.

4. Юношество- от 15 до совершеннолетия- период нравственного воспитания, а оно может быть дано только и обществе.

Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: это воспитание добрых чувств, добрых суждений, доброй воли.

Пусть юноша наблюдает картины человеческих страданий, нужды и горя, он будет видеть и добрые примеры; не моральные рассуждения, а реальные дела воспитывают в нем добрые чувства. Воспитание добрых суждений осуществляется, по Руссо, путем изучения биографий великих людей, изучения истории. Воспитание доброй воли может быть лишь при совершении добрых дел.

И этом возрасте Руссо считал необходимым дать своему воспитаннику и половое просвещение. Прежде всего он предлагал уст­ранить все вредное, возбуждающее: чтение книг неподобающего содержания, изнеженную и сидячую жизнь; юноша должен жить деятельной жизнью: двигаться, заниматься физическим трудом, длительное время бывать на свежем воздухе.

Руссо считал, что лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии.

Воспитание женщины. Назначение женщины, в понима­нии Руссо, совершенно иное, чем назначение мужчины. Она долж­на быть воспитана для дома. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, подчинение чужой воле- вот удел женщины. Руссо считал, что «естественное состояние» женщины — зависимость, и «девушки чувствуют себя созданными для повиновения», что никаких серь­езных умственных занятий для девушки не нужно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: