Пед-ая мысль и школа в период франц буржуазной революции 18в проекты Кондорсэ, Лепелетье

В 70—80-х годах XVIII века во Франции создалась революционная ситуация.

Народ был глав­ным действующим лицом революции, ее движущей силой. Народ вынес на своих плечах всю тяжесть борьбы с феодальной контр­революцией, он двигал революцию вперед; творческое участие на­родных масс в революции сказывалось во всем, в том числе и в области народного образования. Народные массы были заинтере­сованы в организации просвещения, они тянулись к знаниям. В продолжение многих столетий феодалы и духовенство держали народ в темноте и невежестве. Еще в 1790 году 53% мужчин и 73% женщин во Франции были неграмотны.

Вопросы школьного строительства на новых основах вызывали всеобщий интерес. На выдвигаемые в этой области проекты и предположения прямое воздействие оказывали идеи французских просветителей (Руссо в особенности) и французских материалистов (Гельвеции, Дидро). Вокруг проектов реорганизации народного образования шла острая классовая борьба

Наиболее прогрессивными проектами по реорганизации народ­ного образования, созданными во время буржуазной французской революции, были проекты Кондорсе и Лепелетье.

Проект Кондорсе.

Кондорсе провозгласил, что образование народа — это обязан­ность государства по отношению ко всем без исключения гражда­нам; обучение должно быть всеобщим и бесплатным на всех школьных ступенях, равным для молодежи обоего пола; преподавание религии должно быть отменено.

Кондорсе предлагал следующую школьную систему:

1) Первичная (начальная) школа с четырехлетним курсом. В нее обязаны поступать все мальчики и девочки без различия сословий и профессии родителей. Эти школы открываются во всех местах с населением в 400 человек. Программа обучения: чтение, письмо, элементарные сведения по грамматике и арифметике, на­чатки геометрии, знакомство с сельским хозяйством и ремеслами, с общим состоянием производства в стране. Кроме того, в них изучаются основы общественного строя и морали.

2) Школа второй ступени (вторичная) с трехлетним курсом. В нее поступают оканчивающие первичную школу. Вторичная шко­ла открывается в каждом городе или округе, насчитывающем не менее 4000 жителей. Программа обучения: математика, естествозна­ние, элементарные сведения по торговле, принципы морали и обществоведение.

3) Институты — учебные заведения с пятилетним курсом, где завершается среднее образование и молодежь получает некоторую профессиональную подготовку для непосредственного участия в жизни. Кондорсе предлагал открыть лишь 110 институтов на всю страну, т. е. этот вид образования оставался фактически недоступным для народа. В институтах, по мнению Кондорсе, изучают науки, полезные каждому человеку и гражданину вне зависимости от профессии, и определенные профессиональные знания по сельскому хозяйству, по механике, военному делу, медицинские сведения.

4) Лицеи — высшие учебные заведения (одиннадцать на всю Францию) — учреждаются взамен схоластических университетов, являвшихся оплотом феодальной реакции для избранных, для верхушки буржуазного общества.

Таким образом, Кондорсе выдвигал в своем проекте идею единой светской школы, в которой все школьные ступени взаимосвязаны друг с другом административно и программно.

Проект Кондорсе был в целом прогрессивен, но в ряде его по­ложений отражены не интересы парода, а интересы восходящей буржуазии.

Проект Лепелетье.

В про­екте Лепелетьева было выражено желание установить подлинную общедоступность школыи всемерно прийти на помощь «гражданам-пролетариям, единственное достояние которых заключается в труде».

Лепелетье, горячий последователь французских просветителей, отстаивал решающую роль воспитания в деле создания нового человека. С этой целью он предлагал организовать дома националь­ного воспитания,которые содержатся на средства государства, в них получают подготовку все дети: мальчики с 5 до 12 лет и девочки с 5 до 11 лет. Эти «дома» с контингентом до 600 детей долж­ны организовываться по одному на район в городах и по одному на кантон деревнях. Следуя за Руссо, Лепелетье считал, что помещенные в интернатах дети будут изолироваться от нежелательного влияния среды. «Дома» могут быть размещены в конфискованных дворянских замках и зданиях монастырей. Одним из источни­ком для их содержания должен быть прогрессивный подоходный налоги, тогда «дети бедных будут воспитываться за счет богатых». Кроме того, производительный труд самих детей будет дополнительным источником средств на содержание «домов».

В «домах национального воспитания» должно быть обращено внимание на физическое воспитаниедетей, но не следует все ог­раничивать только гимнастическими упражнениями, необходимо планомерно организовать физический трудна полях и в специаль­ных мастерских. Работа закаляет тело, укреп­ляет мышцы и, самое главное, воспитывает «благоприятную при­вычку к труду».

Лепелетье выдвигал и широкую программу умственного обра­зования: в «домах» должны изучаться письмо, счет, элементы гео­метрии, мораль, общественное устройство (изучение «Декларации прав человека и гражданина»), рассказы из истории свободных народов и французской революции, основы сельского хозяйства и домоводства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: