Пед-ая система И.Г. Песталоцци

Главная цель всей педагогической системы И.Г. Песталоцци -гармоническое развитие всех природных сил и способностей ребенка. Для этого воспитание должно находиться в согласии с природой (Песталоцци совершенствует принцип природосообразности, под которым понимает учет возрастных особенностей ребенка) и начинаться в семье, которая закладывает основы всего дальнейшего воспитания и образования. Для этого необходимо развивать умственные, физические и нравственные способности ребенка.

Для реализации задачи умственного развития Песталоцци разработал систему элементарного образования. Сущность данной системы заключается в том, что все обучение необходимо начинать с простейших элементов. Таких он выделяет три: число, слово, форма. Следовательно, необходимо учить детей простому счету (по единице), произнесению звуков, рисованию отрезков, линий, дуг, развивать в детях наблюдательность (как необходимую основу чувственного восприятия), умение измерять, вырабатывать логическое мышление. Итогом умственного развития будет являться накопление определенного запаса знаний у ребенка и развитие всех его умственных способностей.

Физическое воспитание (задачей которого является развитие и укрепление физических сил и возможностей) должно начинаться с простейших движений в самом раннем (грудном) возрасте. Затем следует переходить к различным спортивным играм, использовать разнообразные упражнения, походы, экскурсии. Физическое воспитание является основой и для трудового воспитания.

Задача трудового воспитания заключается в подготовке детей к труду в производстве. Для этого необходимо знакомить детей с работой на различных станках, привлекать их к участию в производстве. Основой трудового обучения будут являться также простейшие действия: бросать, носить, толкать и т.п.

Нравственное воспитание, чьей задачей является воспитание деятельностной любви к людям, должно начинаться в семье, прежде всего, через любовь матери. В детях необходимо развивать нравственные чувства, умения, сознание и убеждение. Причем, по убеждению Песталоцци, для этого более подходят не нравственные проповеди и красноречивые наставления, а упражнения в нравственных поступках, требующих самоограничения.

Песталоцци также определяет основные принципы, на которых должно строиться обучение и воспитание ребенка. К ним относятся:

- постепенность (обучение начинается с самого легкого и переходит к более трудному);

- последовательность (связь нового материала с ранее усвоенным, хорошо знакомым материалом);

- наглядность (ребенок должен уметь наблюдать и использовать вес своп органы чувств, чтобы лучше изучить материал);

- самодеятельность (обучение должно развивать в ребенке самостоятельность, приучать его помогать себе во всем самому).

Исходя из последнего принципа, необходимо сказать и о том, что Песталоцци является сторонником развивающего обучения.

И.Г. Песталоцци является ярким представителем гуманистической направления в педагогике. Он заложил основы начального образования и, воспитания, которые были потом реализованы в XVIII веке. Его теория элементарного образования и развивающего обучения была направлена на воспитание, прежде всего, крестьянских детей и способствовала эффективному их обучению, основываясь на их возрастных особенностях. Основой нравственного воспитания должны стать упражнения в нравственном поведении, которые позволяют воспитать настоящую, деятельностную любовь к людям. Песталоцци также заложил основы экспериментальной педагогики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: