Школа в России в 1 первой половине 19в. Создание гос-ой системы образования

В первой половине XIX века в развитии системы образования России наступает важный этап. Школьная политика в государстве прошла два различных этапа. В период царствования Александра I (1801-1825) были осуществлены образовательные реформы на всех ступенях обучения: высшей, средней и начальной ШКОЛЫ.

После восшествия на престол Николая 1 (1825-1855) внимание государства к вопросам воспитания и образования усилилось, школьная политика была направлена на укрепление самодержавия, православия, общественной стабильности. Сформированная система государственного образования отразила нараставший общественный кризис, сохранила традиции сословного образования.

Манифестом от 8 сентября 1802 года было образовано Министерство народного просвещения во главе с графом Петром Васильевичем Завадовским (1739-1812). Формированию национальной системы образования России положили «Предварительные правила народного просвещения»(1803) и «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1 804). Новая система предусматривала 4 ступени образования: университеты (высшая ступень), гимназии (средняя ступень), уездные училища (промежуточная ступень), приходные школы (низшая ступень). Между ступенями должна была существовать преемственность.

Высшая ступень. Осуществление реформы началось с разделения страны на 6 учебных округов с университетом во главе каждого округа. К трем существующим Московскому, Дерптскому и Виленскому добавили Казанский, Петербургский и Харьковский. Были открыты трехгодичные педагогические институты при университетах: Московском (1804), Харьковском (1811),Киевском (1834), Казанском(1812). Обязанности университетов, помимо выполнения традиционных учебно-научных функций, значительно расширились: они должны были руководить деятельностью гимназии своего округа, педагогические кадры университетов - осуществлять методический и инспекторный контроль.

Правительство дало университетам некоторую автономию (право самоуправления, право выбирать ректора и деканов и др.). Учебным заведением разрешалось создание научных обществ, типографий, право на издательскую деятельность

Педагогические институты были закрытыми учреждениями, слушатели которых содержались за счет государственной казны и имели 24 воспитанника. По окончании полного трехгодичного курса обучения выпускник был обязан прослужить в учительском звании не менее шести лет. Каждый институт имел свою структуру, свой учебный план, а отсюда самостоятельно выдвигал задачи в предметно - специальной области, в психолого-педагогической и социальной подготовке учителя.

Были созданы закрытые учебные заведения для дворянства - лицеи, которые в своих правах были приравнены к университетам. Вероятно, первым учреждением лицейского типа следует считать Ярославское высших наук училище, основанное в 1803 году и впоследствии названное Демидовским лицеем. Наиболее известным лицеем был Царскосельский. А.С. Пушкин – его выпускник

Существенные изменения в сфере образования в данный период были связаны с назначением нового человека на пост министра - обер-прокурора Священного Синода князя Александра Николаевича Голицына (1773-1844). В 1817 Министерство народного просвещения преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Были изменены учебные планы, в большем объеме введены богословские науки. В 1835 году по новому университетскому уставу была урезана автономия университетов, они лишились права руководить школами, создавать научные общества, избирать ректора, зато усиливалась единоличная власть попечителей округов.

В 1833 году на пост министра просвещения пришел один из самых просвещенных людей тогдашней России Сергей Семенович Уваров (1786-1855), возглавлявший с 1818 года Академию наук. Искренние намерения содействовать делу просвещения не помешали ему проводить, по сути, консервативную политику.

Средняя ступень - мужские гимназии. Курс образования составлял 4 года, программа включала латынь и живые западные языки, географию, историю, статистику, логику, поэзию, русскую словесность, математику и естественно-исторические дисциплины (минералогия, ботаника, зоология, коммерция, технология, рисование); в программе не было богословия и русского языка. Цель гимназии - подготовка к поступлению в университет. Согласно штатному расписанию в гимназии работали 8 учителей с нагрузкой от 16 до 20 часов в неделю. Гимназии были хорошо оснащены дидактическими пособиями, учебниками. Финансирование гимназий осуществлялось за счет государства.

В I 808 году были изменены учебные планы гимназии, в качестве обязательного предмета включен закон Божий. В 1819 году введено чтение Священного писания, изъяты элементы философских знаний, статистика, естественное право, эстетика.

В 1828 году был принят новый «Устав гимназии и училищ, состоящих в ведении университетов». Особенность нового устройства системы образования состояла в том, что каждая ступень образования не предусматривала преемственности. Гимназии становились образовательными учреждениями для детей дворян и высшего чиновничества. По содержанию обучения подчиненные министерству народного просвещения гимназии стали сугубо гуманитарными, основу содержания обучения составляли русская словесность, логика, латинский, немецкий, французский, греческий языки, математика, география, история, статистика.

Организацией среднего образования занимались и другие министерства. Министерство финансов в 1839 году учредило в гимназиях некоторых городов (Туле, Курске, Керчи, Риге, Вильно) реальные классы, в которых получали образование «промышленного состояния». Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции; Министерство государственной собственности - несколько повышенных школ для государственных крестьян. В конце 40-х - начале 50-х годов прошла реорганизация и были созданы 3 этапа гимназии: а) с двумя древними языками; б) с обучением естествознанию и законоведению; в) с обучением законоведению.

В данный период активно создаются частные средние учебные заведения.

.Промежуточная ступень. Уездные училища (по одному на уезд) должны были готовить учащихся для поступления в гимназию. Срок обучения - 2 года. В учебный план училища входили: закон Божий, изучение книги «О должностях человека и гражданина», российская грамматика, география, арифметика, начало геометрии, естественной истории, физики, технологии. Преподавание вели два учителя, учебная нагрузка составляла 28 часов в неделю. Финансирование училищ осуществлялось частично государством и за счет местных налогов.

В 1828 году по новому «Уставу» в уездных училищах обучали детей купцов, ремесленников, мещан и прочих горожан, не принадлежащих к дворянскому сословию. Срок обучения в них был рассчитан на 3 года. В учебный план входили закон Божий, священная история, русский язык, арифметика, геометрия, география, сокращенный курс истории, чистописание, черчение, рисование. Организация и устройство уездных училищ растянулись на три десятилетия.

Низшая ступень. Менее всего удалась реформа приходских школ. Обучение в приходских школах было рассчитано на год. Целью их являлось подготовить учащихся к учебе в уездных училищах и дать детям низших сословий первоначальные знания. Содержание занятий составляли закон Божий, чтение, письмо, арифметика, чтение и объяснение книги «Краткое наставление в сельском домоводстве». Финансировались училища за счет благотворительности.

В 1828 году согласно новому «Уставу» приходские училища должны были обучать мальчиков и девочек самых низших сословий. В измененный план обучения входили: чтение, письмо, счет, закон Божий. Число приходских училищ РОСЛО медленно, прежде всего, из-за нехватки средств.

Школьная жизнь в I половине XIX века проходила под строгим надзором начальства и полиции. Во II четверти XIX века за проступки полагались всяческие меры наказания, в том числе розги, ссылка в солдаты, исключение из школы, а для преподавателей - увольнение со службы, арест.

Несмотря на консерватизм министерства народного просвещения, правительства в сфере образования в I половине XIX века были достигнуты положительные результаты. Сделана попытка создания преемственной системы образования, увеличилось число студентов в университетах, количество учащихся различных учебных заведений. Возросла роль частных учебных заведений, улучшилась подготовка педагогических кадров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: