Пед-ая деят-ть и взгляды А. Дистерверга

Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистерверг (1790-1866) явл прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической пед-ки середины 19в.

Решающее влияние на формир его прогрессивных пед-х убеждений оказали годы деят-ти в образцовой шк г. Франкфурта-на-Майне, в кт работали ученики и последователи Песталоцци. Дистерверг решил посвятить себя делу образования народа и длительное вр возглавлял учительские семинарии: сначала в Мёрсе на Рейне, а затем в Берлине, кт сумел сделать образцовыми. Плодотворную пед-ую деят-ть Дистерверг успешно совмещал с большой лит-ой и методической работой. Он издал «Руководство к образованию немецких учителей» - 1835, в кт изложил свои задачи и принципы обучения. В 1862г издал на русском языке «Элементарную геометрию».

Дистерверг был поборником коренного обучения дела подготовки учителей начальных шк.

Сущность воспит-я, его цели и осн принципы. Дистерверг выступил с защитой идеи общечел-го воспит-я, исходя из кт он боролся против сословного и шовинического подхода к решению пед-х проблем. Задача шк закл, по его мнению в том, чтобы воспит-ть гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». Любовь к чел-ву и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве.

Важнейшим принципом воспит-я Дистерверг считал природосообразность. Природосообразность воспит-я в его трактовке – это следование за процессом естественного развития чел-ка, это учет возрастных и индивид-х особенностей школьника. Большой заслугой Дистерверга явл его отн-е к пед-му опыту как источнику развития пед-ки.

В дополнение к принципу природосообразности Дистерверг выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культоросообразный хар-р. Он отошел от индивидуалистической трактовки принципа природосообразности и подчеркнул необход установления связи между воспит-м и духовной жизни об-ва.

Одним из осн требований, кт современная действительность выдвигала перед воспит-м, должно быть, по мнению Дистерверга, развитие в детях самодеятельности.

Высшую цель воспт-я Дистерверг опред как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру».

Умственное образование. Дистерверг полагал, что гл задачей обучения явл развитие умственных сил и способностей детей. Указал, что формальное образование неразрывно связано с материальным. Дистерверг подчеркивал, что чисто формального образования вообще не сущ-ет, ценность имеют только те знания и навыки, кт приобретены учеником самостоят путем. Обучение должно способствовать всестороннему развитию чел-ка и его нравственному воспит-ю. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение.

Большое место Дистерверг отводил в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и лит-ре. Особенно высоко ценил он естественные и математич науки, в кт видел важное средство интеллектуального развития детей, и считал, что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной шк.

В начальной шк, по мнению Дистерверга, неоход уделять основное внимание привитию навыков, развитию умственных сил и способностей и умению самостоятельно работать над усвоением учебного материала.

Дистерверг требовал расширить учебный план начальной шк, включив в него естествознание, начатки физики, практической геометрии, географии. Он был горячим защитником реального образования в средней шк и осуждал современные ему классич гимназии.

Дистерверг создал дидактику развивающегося обучения, ее осн требования он изложил в виде 33 з-ов и правил обучения. Он прежде всего настаивал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия. От примеров надо идти к правилам, от предметов и конкрет представлений о них – к обозначающим их словам. Наглядное обучение у него связано с правилами «от близкого к далекому», «от простого к сложному», «от более легкого к более трудному», «от известного к неизвестному».

Большое значение Дистерверг придает сознательному усвоению изучаемого материала. Одним из показателей такого усвоения явл способность учащихся ясно и четко изложить сущность дела.

Много внимания Дистерверг уделял закреплению материала.

Успешное обучение всегда носит воспитывающий хар-р.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: