Пед-ие идеи П.П. Блонского и С.Т. Шацкого

Развитие педагогической теории. В процессе строительства советской школы в 1921-1930 годах был накоплен богатый и ценный опыт, широким фронтом велась научно-исследовательская работа. Среди большого числа педагогов этого периода заслуживает внимание деятельность А.В.Луначарского, Н.К. Крупской, и СТ. Шацкого.

Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933). Идейной основой строительства социалистической системы образования, по его мнению, явилась «философия трудовой школы» - концепция, охватывающая весь комплекс проблем созидания новой культуры. На посту наркома он проводил реформу политехнизации образования. Политехническая трудовая школа, по его мнению, должна опережать современность и стать прообразом формирующихся социалистических отношений. А.В. Луначарский участвовал в формировании системы высшего и профтехобразования, в перестройке научных учреждений, театра, кино, издательского дела. Он был теоретиком искусства и литературы, критиком, писателем, драматургом, публицистом и выдающимся оратором.

Заместителем наркома Луначарского с 1917 года работала Надежда Константиновна Крупская (1869-1939). В эмиграции она изучала теорию и историю педагогики, организацию образования России и европейских стран. Н.К, Крупская участвовала в создании системы народного образования и в разработке основополагающих документов по реформированию школы. В 20-е годы она привлекла к научной деятельности педагогов: II.П. Блонского, С Т.Шацкого, Ы.Н. Иорданского. Н.В. Чехова и др. Созданная под ее руководством научно-педагогическая секция Государственного Ученого Совета (ГУСа) стала теоретическим центром советской школы и педагогики.

Большой вклад внесла Н.К. Крупская в разработку теоретических основ политехнизации, семейного воспитания, деятельности детских и юношеских организаций, в становление теории и практики дошкольного воспитания, истории педагогики. Мировоззрению Крупской в 20-е годы были свойственны переоценка роли труда в образовании, превышение значения классовых интересов в оценке педагогических явлений.

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) блестяще осуществил идею трудовой школы на практике. Это был одаренный человек: певец, актер, режиссер и агроном, но главным делом его жизни стала педагогика. После окончания естественного факультета Московского университета он учился в консерватории, потом поступил в Петровскую (ныне Тимирязевскую) земледельческую академию.

В 1905 году Шацкий вместе с другими педагогами организовал летнюю трудовую колонию для детей и подростков в Щелкове под Москвой, а затем -клубы для организации воспитания детей в городе. Свою главную педагогическую идею он выразил так: «Трудовая школа есть, по существу, хорошо организованная детская жизнь». В 1911 г. в Калужской губернии им была создана детская трудовая колония «Бодрая жизнь», опыт которой он изложил в книге такого же названия. Здесь он стремился создать условия для формирования самоуправляющегося детского коллектива и для всестороннего развития детей.

В 1919 году Шацкий создал «Первую опытную станцию по народному образованию» с городским и деревенским отделениями. Она представляла собой систему опытных учреждений - детских садов, школ, клубов, общежитий, мастерских и сельхозучастков, отделения для подготовки педагогов. Здесь разрабатывались и на практике проверялись вопросы учебно-воспитательной работы советской, школы.

Увлечение СТ. Шацкого идеей трудовой школы привело его к переоценке возможностей детей. Он считал, что молодое поколение в период обучения в трудовой школе сможет создать такие материальные ценности, которые позволят им в будущем не работать, а заниматься свободным творчеством в области науки, искусства и предпринимательства.

Таким образом, в 1921-1930 годах были заложены основы социалистической педагогики и школы. Это был период творческих исканий, не свободный от существенных ошибок, но в целом характеризующийся демократизмом и гуманистической направленностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: