double arrow

Пед-ие поиски и экспериментирование в школах в 1921-1930гг

Педагогические поиски 20-х гг. В 20-х годах сложилась разнообразная по видам учебных заведений система школьного образования. Начальная школа (4 года обучения) являлась базой для школ низшего профессионального образования. Фундаментом всей школьной системы стала семилетняя школа с двумя ступенями: первая -4 года, вторая-3. Она была базой или средних профессионально-технических учебных заведений - техникумов.

Старшие классы (8-й и 9-й) девятилетней общеобразовательной школы служили основой для высшего образования. В некоторых школах дополнительно вводилось изучение различных профессий, проводилась производственная практика. Это увеличивало срок обучения - появились 10-е классы. С 1929 года их ввели во всех средних школах.

С 1921 года быстро развивались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), возникшие в 1918 году как форма профессионального обучения подростков, работающих на предприятиях. Они имели четырехлетний срок обучения и наряду с профессиональной подготовкой обеспечивали общее образование в объеме семилетней школы.

В 1923 году в сельской местности стали возникать школы крестьянской (с 1930 г. - колхозной) молодежи (ШКМ) с трехлетним сроком обучения. Помимо общеобразовательных предметов в объеме семилетней школы, в учебные планы были включены агрономические знания и сельхозпрактика.

В 1925 году создаются первые фабрично-заводские семилетки (ФЗС). получившие широкое распространение к концу 1929 года. Здесь, кроме общего образования, учащиеся знакомились с трудовыми приемами и производственными процессами.

Значительно увеличилось в это время количество рабочих факультетов (рабфаков), подготавливающих рабоче-крестьянскую молодежь к поступлению в высшие учебные заведения. Количество учащихся в общеобразовательных школах к концу 20-х годов почти удвоилось в сравнении с дореволюционным периодом.

В 1923-1925 годах были введены комплексные программы. Обучение велось по единым комплексам, в изучение которых включались все предметы, что приводило к нарушению их научной логики. Так, учащиеся ШКМ, которые во второй половине 20-х годов стали основным типом школы на селе, изучали в начале учебного года по основным общеобразовательным предметам комплексную тему № 2: «Результаты урожая нынешнего года и составление хозяйственных расчетов по распределению и использованию продукции на год». По основам сельскохозяйственного производства учащиеся изучали планирование использования урожая и способы его хранения и переработки. По биологии - виды запасных питательных веществ у растений. По физике -три состояния тел, замерзание различных тел, продуктов и животных организмов. По химии - воздух и его состав, изменение его состава от дыхания и гниения.

Внутри каждой комплексной темы информация располагалась по трем блокам: 1) природа и человек; 2) труд; 3) общество. Идея комплексного построения программ направляла школу, с одной стороны, на сближение с жизнью, а с другой - вела к нарушению систематичности усвоения знаний.

Был разработан бригадно-лабораторный метод. Учащиеся разделялись на бригады, которые работали по заданиям, рассчитанным на срок от 2 недель до 1 месяца. После выполнения всех заданий проводились заключительные занятия, на которых отчитывались бригады. Оценивалась вся работа бригады в целом, а индивидуальный учет деятельности каждого ученика отсутствовал.

Еще одной новацией стал метод проектом. Систематическое усвоение знаний под руководством учителя на уроке заменялось работой по выполнению заданий-проектов таких, как «Поможем ликвидирован) неграмотность», «Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан» и др. Учащиеся, работая на фабрике, заводе, и школьных мастерских, в колхозе, на учебно-опытном участке, приобретали лишь те знания, которые были связаны с выполняемой ими практической работой. Это привело к снижению уровня общеобразовательной подготовки и ухудшению качества знаний учащихся.

Все вышеназванные попытки массового внедрения новых подходов к организации учебной работы без их достаточной и длительной экспериментальной проверки были в начале 30-годов прекращены.

В школах были созданы самые разнообразные органы школьного самоуправления учащихся: старосты в классах, советы старост и общешкольные комитеты учащихся, детские парламенты и т. д.

Под руководством комсомола в 1922 году была создана коммунистическая организация детей и подростков СССР (юные пионеры). Комсомольцы в этой работе использовали опыт самой распространенной формы буржуазной детско-юношеской системы воспитания «скаутинг». Пионерские отряды создавались в то время при фабриках, заводах, в учреждениях, рабочих клубах, избах-читальнях и т. д.; пионеры разных отрядов, обучавшиеся в одной школе, объединялись в форпосты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: