Коммунистическая система воспит-я и образования и начало ее реализации после Октябрьской революции (1917-1920)

Разрушение существовавшей системы образования и первые шаги по созданию новой системы (1917-1920 гг.). Все учебные заведения переходили в подчинение народного комиссариата по просвещению (Наркомпроса). В январе 1918 г. были ликвидированы учебные округа, упразднены должности директоров и инспекторов народных училищ. Управление начальными и средними школами на местах передавалось Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В губернских, уездных и областных Советах были созданы отделы народного образования (ОНО), руководившие строительством новой школы, которая была отделена от церкви и впервые стала светским учреждением.

Все декреты о народном просвещении (более 30), принятые в первые месяцы Советской власти, нашли отражение в двух главных документах, принятых в сентябре 1918 года: «Основные принципы единой трудовой школы» и «Положение об единой трудовой школе». Эти документы закрепили также структуру школы: 1-я ступень — 5 лет и 2-я ступень — 4 года, состоящая из двух концентров 2+2 года. Окончив первый концентр и получив 7-летнее образование, учащиеся могли поступать в техникумы и другие профессиональные средние учебные заведения.

Оба эти документа требовали учета интересов учащихся, стимулирования их самостоятельности и активности, развития детского творчества, тесной связи школы с жизнью. В «Основных принципах» утверждалось научно-материалистическое содержание образования и передовые методы учебно-воспитательной работы, рекомендовались производительный труд учащихся, работа на пришкольных участках, самообслуживание учеников в школе. Значительное место отводилось физическому и эстетическому воспитанию: гимнастике, играм, спорту, ритмике, рисованию, лепке, нению и музыке.

Было введено совместное обучение мальчиков и девочек, обучение на родном языке, отменены наказания, введено самоуправление. При всей демократичности подобных преобразований они не были свободны от ошибок: переоценки трудового воспитания, снижения роли учителя в педагогическом процессе, крайней политизации школы. В программе ВКП(б), принятой VIII съездом в 1919 году, прямо говорилось, что школа должна быть превращена «в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества».

26 декабря 1919 года был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», который обязывал все население Советской республики от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Для детей рабочих и крестьян, не имевших возможности при царизме обучаться в средней школе и вышедших уже из школьного возраста, в 1919 году стали организовываться учебные заведения нового типа — рабочие факультеты (рабфаки), дававшие в течение 4 лет среднее образование, достаточное для поступления в высшую школу.

Разрушительные действия большевиков вызвали недовольство значительной части учительства (в основном средней школы), входившего во Всероссийский учительский союз и организовавшего в декабре 1917 - марте 1918 гг. массовую стачку педагогов. Руководители государства и партии рассматривали учительство как важнейшую педагогическую силу, поэтому большое внимание было обращено на формирование нового педагогического корпуса. В 1918 году было проведено несколько съездов по просвещению, на которых выступали первые лица государства, и образован новый профессиональный союз педагогов.

Большую роль в переподготовке учительства сыграли учительские курсы. Только летом 1918 года было проведено более 100 краткосрочных педагогических курсов для подготовки новых учительских кадров. Учительские семинарии были преобразованы в трехгодичные педагогические курсы, увеличено их число, а учительские институты — в высшие педагогические учебные заведения. Для подготовки учителей школ второй ступени были открыты новые педагогические институты.

Осенью 1918 года Ярославский учительский институт преобразуется в педагогический. С 1919 г. он входил в состав Ярославского университета в качестве факультета, а с 1924 г. вновь существовал самостоятельно. К концу 1920 года в РСФСР было 57 высших педагогических учебных заведений и 154 трехгодичных педагогических курса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: