Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания — это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Под содержанием процесса воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания.
Структура (компоненты) воспитательной деятельности:
- Потребностно-мотивационный.
- Целевой (развитие творческой, активной личности, например). Цель педагога всегда находится вне его - она в его ученике.
- Содержательный (формирование и проживание социально-ценностных отношений).
- Операционно-технологический (методы, формы, средства, технологии воспитания, направленные на взаимодействие, диалог).
- Эмоционально-волевой.
- Контрольно-оценочный.
Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя.
Классификация методов по источникам передачи содержания | ||
Группы методов | Виды методов | Источники передачи содержания |
I группа | Словесные методы | Рассказ, беседа, инструктаж и др. |
II группа | Практические методы | Упражнения, тренировка, самоуправление и др. |
III группа | Наглядные методы | Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др. |