double arrow

Воспитание, структура, содержание, методы

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания — это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Под содержанием процесса воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания.

Структура (компоненты) воспитательной деятельности:

  1. Потребностно-мотивационный.
  2. Целевой (развитие творческой, активной личности, например). Цель педагога всегда находится вне его - она в его ученике.
  3. Содержательный (формирование и проживание социально-ценностных отношений).
  4. Операционно-технологический (методы, формы, средства, технологии воспитания, направленные на взаимодействие, диалог).
  5. Эмоционально-волевой.
  6. Контрольно-оценочный.

Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя.

Классификация методов по источникам передачи содержания
Группы методов Виды методов Источники передачи содержания
I группа Словесные методы Рассказ, беседа, инструктаж и др.
II группа Практические методы Упражнения, тренировка, самоуправление и др.
III группа Наглядные методы Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: