Исследование художественного восприятия не может быть самоцелью: задача изучения художественного восприятия есть одновременно и задача его формирования

Как считает В. Максимов, в этой ситуации целесообразно говорить о двух уровнях исследования: констатирующем и конструирующем [88]. …

В контексте музыкального воспитания можно утверждать следующее.

5. Школа должна с раннего возраста формировать у детей установку на анализ произведения в процессе его слушания и вооружать их методикой развернутого анализа музыкального произведения. Таким образом, вопрос о методике анализа произведения является весьма актуальным не только для теоретического музыкознания, но и для педагогики.

Методика работы в классе должна строиться таким образом, чтобы в процессе анализа музыкального произведения педагог мог проявить свое личное к нему отношение, чтобы сам процесс анализа носил характер творческого акта. Творческий подход педагога к произведению будет наилучшим стимулом такого же подхода к нему со стороны учеников.

6. Конкретизация роли педагогов в процессе эстетического воспитания связана с решением двуединой задачи:

- выполнить функции художественной критики;

- выполнить роль исследователей художественного восприятия.

Последнее наиболее легко достижимо – ведь педагоги в процессе всей своей работы создают ситуацию этической правомерности исследований на констатирующем уровне. Им может оказаться доступным то, что закрыто для исследователей «со стороны». Однако поиски в этом направлении станут продуктивными лишь в том случае, если они будут подчинены конечной цели исследования – формирования художественного восприятия [89].

Литература

1. Асафьев Б.В. Путеводитель по концертам: (Словарь наиболее необходимых терминов и понятий). – М.: Сов. композитор. 1978. – 2-е изд. – 200 с.

2. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) // Музыкальное восприятие школьников / Под ред. М.А. Румер; НИИ худож. Воспитания СССР. – М., 1975. – С. 6-35.

3. Блудова В.В. Природа и структура художественного восприятия // Эстетические очерки. – М., 1977. – Вып. 2. – С. 114-152.

4. Горюнова Л.В. Развитие музыкального восприятия у подростков: Автореф. дис. … канд. пед. наук (13.00.01). – М., 1970. – 21 с. – В надзаг.: АПН СССР, Ин-т худож. Воспитания.

5. Гродзенская Н.Л. школьники слушают музыку. – М.: Просвещение, 1969. – 77 с. с нот. ил.

6. Даргужайте Р.Л. Анализ музыкальных произведений как одно из средств развития восприятия музыки старшеклассниками // К теории эстетического воспитания: науч. тр. – М., 1973. – С. 131-145.

7. Максимов В. Анализ ситуации художественного восприятия // Восприятие музыки. Сб. статей / Сост.-ред. В.Н. Максимов. – М.: Музыка, С. 54-90.

8. Матонис В. О систематизации процесса приобщения личности к восприятию музыки // Матонис В. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Монография. – Л.: Музыка, 1988. – С. 56-80.

9. Матонис В. Формирование разносторонних музыкальных потребностей личности и проблема культурного слушателя // Матонис В. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Монография. – Л.: Музыка, 1988. – С. 81-86.

10. Назайкинский Е. Оценочная деятельность при восприятии музыки // Восприятие музыки. Сб. статей / Сост.-ред. В.Н. Максимов. – М.: Музыка, С. 91-112.

11. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе. – М., 1980.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: