Современная ситуация в западноевропейском музыкальном образовании

На Земле не существует культур, в которых отсутствовала бы музыка. Однако характер, сущность и роль музыкальной культуры в разные времена и в разных обществах далеко не одинаковы. Соответственно, не одинаковым оказывается и музыкальное образование.

В мировой музыкальной культуре продолжают мощно действовать две тенденции: «расщепление» и «объединение» (первое понятие заимствовано из культурологии, второе — из физики).

Под «расщеплением» культуры (термин Ю.Лотмана) понимается расширение ее поля, тенденция постоянного увеличения количества продуктов культуры. Это ведет к тому, что удовлетворение, к примеру, эстетических потребностей человека осуществляется все более и более многочисленными и разнообразными способами. Аналогичные процессы наблюдаются и в области музыкальной педагогики, которая в ходе исторического развития дробится на отдельные сферы, отрасли и направления.

Не менее мощно действует и другая тенденция - к «объединению». Подобно тому, как фундаментальная наука стремится выработать на основе множества противоречивых теорий некие общие правила, законы мироздания, «объединить» и «примирить» их, так и музыкально-педагогическая наука, основываясь на противоречивых современных данных, пытается выработать некоторые обобщающие принципы и методы. Несмотря на то, что обучать мальчиков и девочек, детей и взрослых, холериков и сангвиников можно и нужно по-разному, педагогический процесс имеет общие фундаментальные закономерности, действие которых преломляется в каждом отдельном случае индивидуально.

В наши дни музыкальная педагогика изменяется очень быстро. Современная ситуация в мировой музыкальной педагогике характеризуется тем, что в процессе глобализации Восток не только встречается, но и активно взаимодействует с Западом. Люди все более и более ощущают себя гражданами единого мира. Человечество сближается, смешивается, сливается в одно целое. И здесь особенно ясно вырисовывается несхожесть культурных, религиозных, мировоззренческих, педагогических и иных национальных традиций. Принципы западноевропейского музыкального воспитания и образования все увереннее внедряются в странах Востока. В свою очередь традиции обучения, господствующие на Востоке, в результате культурных контактов с Западом становятся все ближе и понятнее представителям западной культуры.

В чем состоят принципиальные отличия двух основных типов культуры, как они проявляются в мировой музыкальной педагогике?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: