Лекция 8. Восприятие музыки как научно-педагогическая проблема

План

1. Восприятие как основа музыкального познания

2. Систематизация процесса приобщения личности в восприятию музыки

3. Ситуация художественного восприятия (Закономерности процесса общения с художественным произведением)

4. Руководство процессом музыкального восприятия учащихся

1. История вопроса возникновения проблемы восприятия уводит нас вглубь веков, к мыслителям Древней Греции.

Во второй половине ХХ века много внимания уделяется проблеме систематизации музыкально-воспитательного процесса. Это исследования, посвященные проблемам музыкального воспитания дошкольников и учащихся общеобразовательных школ, проблемам использования музыки в процессе преподавания других дисциплин, в массовой культурной деятельности различных учреждений, изучению воздействующей способности музыки и музыкального образования, поисков оптимального использования музыковедческих или педагогических принципов в массовом музыкальном воспитании и др. Большую популярность получили музыкально-воспитательные системы, созданные Э. Жак-Далькрозом, Д. Кабалевским, З. Кодаем, Дж. Мерселлом, К. Орфом, С. Судзуки, П. ванн Хауве и др.

Исследователи стали задумываться над вопросами: является ли восприятие искусства самостоятельной научной проблемой? Какой отрасли научного знания, какому разделу науки принадлежит изучение художественного восприятия? Единой точки зрения не было. Результаты многих исследований «восприятия» оказывались несопоставимыми.

Изучение восприятия искусства – проблема новейшего времени, как следствие НТР, социальных изменений, происходящих в мире.

Важнейшее средство художественного воспитания – непосредственное восприятие искусства. Значение такого воспитания – в создании условий для удовлетворения потребности в общении с произведениями искусства. Художественное образование органически соединяет в себе теоретическое образование и практическую деятельность по художественному восприятию.

Психолог П. Якобсон указывает: «развитие художественного восприятия, к частности музыкального, связано с пробуждением у человека интереса к художественному познанию, к общению с произведениями искусства. Далее у человека возникает установка на то, чтобы серьезно и внимательно относиться к тому, что он услышит, увидит, прочитает» [С. 78-79].

Традиционно в психолого-педагогической литературе в узком понимании музыкальное восприятие рассматривается как чисто психический процесс прямого отражения сенсорной (звуковой) информации.

В широком пониманиимузыкальное восприятие – специфический вид духовно-практической деятельности, которая не ограничивается одним перцептивным актом, а включает интеллектуальный уровень освоения выразительно-смыслового содержания музыки. Оно происходит одновременно в форме ощущений, восприятий, представлений и ассоциативного мышления, то есть представляет собой «комплексную» психическую деятельность, которая имею исключительно значение для формирования «мыслительно-чувственной активности [Костюк, С. 61] слушателя.

В узком понимании музыкальное восприятие – это чисто психический процесс прямого отображения сенсорной (звуковой) информации.

Музыкальное восприятие как процесс освоения художественных ценностей – это путь, следуя которому, происходит формирование у учащегося нравственных принципов, поведения, мировоззренческих позиций. От развитости способности к восприятию в значительной мере зависит понимание молодым слушателем идейно-эмоционального содержания музыкальных произведений.

Долгое время в педагогике содержание понятия «музыкальное восприятие» ограничивалось слушанием музыки. С развитием деятельностного подхода к трактовке восприятия, которое актуализирует всю систему личности, исследователи пришли к пониманию, что и творчество, и исполнительство, и восприятие являются музыкальным познанием.

В контексте единства этих звеньев музыкальной деятельности удалось обосновать следующее: процесс слушания бывает как пассивным, так и более или менее активным, что он включает наряду с удовлетворением глубокое переживание музыки, ее познание и осознание [ Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура // Вопросы социологии и эстетики музыки. В 3-х т. – Л., 1980. - Т.1.- С. 91].

На основе обобщения результатов исследований в области философии, эстетики, психологии, музыкознания, педагоги усилили внимание к восприятию как ведущему виду деятельности учащихся, с которым необходимо связать все формы приобщения к музыке: исполнительство (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения), творчество, музыкально-просветительскую деятельность.

В эстетической литературе была предпринята попытка системного изучения художественной культуры. Так, М. Каган указывает на необходимость различать две группы искусств:

- ориентированных непосредственно на эмоциональную организацию группового поведения людей в тех или иных жизненных ситуациях (этой группе, в частности, принадлежат бытовые формы музыки);

- рассчитанных на восприятие их произведений личностью, полностью перенесшейся в мир художественных образов (к этой группе относится концертная музыка).

Систематизируя, таким образом, процесс приобщения личности к музыке, в нем можно выделить две подсистемы (сферы):

- приобщение к целостному восприятию музыки;

- приобщение к комитатному (сопутствующему) восприятию.

Выводы: 1. Границы этих подсистем условны.

2. В выделенных двух сферах приобщения человека к музыке обнаруживаются разные уровни, в зависимости от того, как человек подходит к встрече с музыкальными произведениями - организованно или по собственной инициативе, ограничиваясь чисто случайными контактами с нею или проявляет настойчивый интерес.

Исходя из того, каким образом человек приобщается к музыке, в обеих сфера выделяются три относительно самостоятельных уровня:

- организованный (руководимый);

- самостоятельный (избирательный);

- стихийный (неосознанный).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: