Музыкальные слуховые представления и моторика

Возможны ли музыкальные слуховые представления без участия вокальных движений? Многие исследователи склонны были давать безоговорочно утвердительные ответы.

Моторную теорию слуховых представлений и даже слуховых восприятий сформулировал и защищал С. Триккер. Без участия соответствующих движений невозможны движения одних и тех же мускулов. Без соответствующих движений невозможны не только слуховые представления слов, но и осмысленное восприятие речи.

Выводы педагогов-исследователей: двигательные моменты играю важную роль в работе внутреннего слуха. Двигательные моменты: во-первых, движения голосового аппарата или пальцев, иногда внешне выраженные, иногда только зачаточные и вызываемые ими двигательные (кинестетические) ощущения; во-вторых. – двигательные (кинестетические) представления.

-вокальные движения, движения пальцев – фортепианные (вообще инструментальные

Аргументы против моторной теории.

- Слуховые представления не сводятся к внутреннему пению Представления о той или другой гармонической последовательности могут опираться на вокальную моторику и все же быть представлениями аккордов, хотя последнее никак нельзя передать голосом.

Приведенные аргументы говорят также и о том, что музыкальные слуховые представления не всегда связаны с вокальной моторикой. Защитникам моторной теории не удалось показать невозможность возникновения слуховых представлений без участия движений.

Слуховые представления могут возникать без всякого участия вокальной моторики. Таковы большей частью непроизвольно возникающие представления …

Двигательные момент приобретают принципиально существенное значение (и даже становятся необходимым, обязательным условием) тгда, когда требуется произвольным усилием вызвать и удержать музыкальное представление (179).

= Активное запоминание слуховых представлений делает участие двигательных моментов особенно существенным.

Чувство ритма

Под чувством ритма обычно понимается способность, лежащая в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с воспроизведением и изобретением временных отношений в музыке.

Ритм есть некоторая определенная организация процесса во времени. Но какая же именно?

Ритм предполагает в качестве необходимого условия ту или другую группировку следующих друг за другом раздражений, некоторое расчленение временного ряда. О ритме можно говорить только тогда, когда ряд равномерно следующих друг за другом раздражений расчленяется на определенные группы, причем группы эти могут быть одинаковыми (по два, по три члена т т.д.) или неодинаковыми.

Однако не всякая группировка и расчленение временного ряда образуют ритм. Обязательным условием ритмической группировки, а следовательно, и ритма вообще является наличие акцентов, т.е. более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении раздражений. Без акцентов нет ритма.

Теплов: мы приходим к определению ритма как закономерного расчленения временной последовательности раздражений на группы, объединяемые вокруг выделяющихся в том или другом отношении раздражений, т.е. акцентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow