Ритм и моторика

Чувство ритма в основе имеет моторную природу. Об этом говорят все наиболее фундаментальные экспериментально-психологические исследования.

Обобщения (резюме):

1.Восприятие ритма обычно включает те или другие двигательные реакции (движения головы, руки, ноги, качание телом, движения голосового, речевого и дыхательного аппарата, мышц конечностей, мышц грудной клетки и брюшной полости).

2. Большинство людей не сознает этих двигательных реакций, пока внимание не будет специально обращено на них.

3. Переживание ритма по существу своему активно. Нельзя просто слышать ритм. Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит, соделывает.

4. Все сказанное особенно проявляется по отношению к восприятию ритмического акцента. С психологической стороны ритмический акцент выражается в своеобразном переживании активности, чувства деятельности, чего-то энергетического, напряженного, своего рода внутреннего толчка, причем переживание это связано с более сильными двигательными реакциями.

Исходя из этих положений, можно сказать: Музыкально-ритмическое чувство должно прежде всего проявляться в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения, или, говоря другими словами, восприятие музыки имеет активный слухомоторный характер.

- двигательные моменты есть органический компонент восприятия ритма, а не внешние по отношению к последнему явлению, лишь с опутствующие ему в отдельных случаях.

Восприятие ритма с психологической стороны представляет особенный интерес именно потому, что здесь с чрезвычайно яркостью обнаруживается: восприятие есть процесс активно действенный. Восприятие музыки нередко понимается как наиболее яркий пример чистого восприятия, и притом еще чисто слухового восприятия. Но музыка без ритма не существует; всякое полноценное восприятие музыки есть ритмическое восприятие. Следовательно, всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, причем, соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слухо-двигательный процесс (192-193).

Чувство музыкального ритма.

Музыка есть выражение некоторого содержания, в наиболее прямом и непосредственном смысле – эмоционального содержания. Ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда выражение некоторого эмоционального содержания.

Что служит опорой при решении музыкально-ритмической задачи?

Прежде всего чувство музыкального ритма, т.е. критерий эмоциональный.

Музыкально-ритмическое чувство характеризуется как способность активного переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения (197).

Кратко резюмировать смысл сказанного. Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу: в основе его лежит восприятие выразительности музыки. Поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиваться (197).

Основной порок в понимании ритма – формализм. Ритм формальная категория – рассматривается как самостоятельная сущность.

Первоначальным, исходным фактом является не ритм вообще, а ритм внутренней логики трудового процесса. Из трудового ритма развился впоследствии ритм художественный – музыкальный, поэтический, танцевальный и т.д., являющийся также выражением определенного содержания. Чувство ритма, как субъективное отражение объективного ритма, с самого начала возникло и развивалось не иначе, как в процессе той или другой содержательной деятельности, будучи отражением одной из сторон протекания этой деятельности.

Вывод: музыкально-ритмическое чувство может развиваться только в процессе музыкальной деятельности. Вне музыки можно развивать чувство какого-либо другого, не музыкального ритма, но это развитие прямого отношения к задачам музыкального воспитания не имеет.

Какое значение для развития чувства музыкального ритма могут иметь занятия ритмикой?

– Вопрос спорный, имеется немало лиц, сомневающихся в праве ритмики на существование в системе музыкального воспитания. … занятия ритмикой иногда заключают попытки чисто формального воспитания ритмического чувства, а иногда просто сводятся к занятиям по развитию моторики. Но ведь и музыканты-педагоги, пианисты, например, не всегда верно понимают задачи воспитания музыкально-ритмического чувства и нередко пытаются вести это воспитание чисто формально. (занимается воспитанием чувства ритма). Если под ритмикой понимать занятия по развитию умения передавать движениями ритм музыки, то сказанного выше, в частности о моторной природе чувства ритма, с несомненностью следует признание полной законности такого способа развития музыкально-ритмического чувства. Но законным этот способ будет только до тех пор, пока занятия ритмикой являются музыкальными занятиями, пока центром их остается музыка. Как только они превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает (199-200).

В музыкальной педагогике очень распространено убеждение в том, что чувство ритма мало поддается воспитанию. Большинство педагогов склонны в этом отношении проводить различие между слухом и чувством ритма, считая, что последнее развивается гораздо труднее, чем музыкальный слух.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: