Онтогенез музыкальных способностей

В онтогенетическом аспекте проблемы развития способностей рассмариваются в двух аспектах – индивидуальном и возрастном. Изучение возрастных особенностей развития способностей строится на обобщении индивидуальных данных. Исследователи (К.В. Тарасова) изучали ведущие линии возрастного развития комплекса музыкальности и составляющих его музыкальных способностей. Зарубежные исследователи, изучающие развитие музыкальных способностей с помощью различных тестовых систем, не связанных между собой, получают часто противоречащие друг другу выводы, в частности и на вопрос, развиваются или нет музыкальные способности, как осуществляется этот процесс?

Е. Спенсер (1958), тестируя 90 детей от 2.5 до 6 лет пришел к выводу, что способность подбирать высоту и ритмизировать звуки не улучшается с возрастом в процессе обучения. Р. Теккерей (1969) утверждал, что способность поддерживать ровный тем (одно из проявлений чувства ритма) все-таки совершенствуется, но очень незначительно. Т.Кюн (1974) вновь делает вывод, что восприятие темпа не улучшается с возрастом и опытом, поскольку учащиеся 1 и 2 классов ничем не отличаются в этом отношении от выпускников школы. Р.Коуэл (1970) считал, что «музыкальная способность» развивается некоторое время до определенного уровня, а затем, вопреки дальнейшему обучению, перестает совершенствоваться. В. Де Йарман (1975) тоже говорит о «ранней стабилизации музыкальных способностей» (уже с 6 летнего возраста, и дальше не развиваются).

Выводы: если оценивать приведенные данные с точки зрения возрастных закономерностей развития музыкальных способностей, то они могут свидетельствовать о том, что дошкольное детство – сензитивные период их развития (К.В. Тарасова).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: