Дошкольный возраст

Происходит интенсивное развитие организма. Рост несколько замедляется, но от 5 до 8 лет увеличивается, повышается температура тела, идут процессы анатомических изменений и функционирование всех систем организма. Начинается процесс окостенения, повышается работоспособность, но происходит быстрая утомляемость и истощение нервной системы. Высокая двигательная активность, роль игры возрастает. Повышается роль дидактических игр, в процессе которых усваиваются определенные знания о форме, о количестве. Большое место в этом возрасте отводится подвижной игре, которая развивает координацию движения и пространственную ориентации. Ведущий вид деятельности – игра. В игре накапливается опыт межличностных отношений.

Младший школьный возраст.

Происходит дальнейшее формирование анатомической структуры головного мозга. Процесс обучения вносит изменения в некоторые понятия приобретенные до школы. В ходе обучения младший школьник ищет опору на личный чувственный опыт, на собственные умения, знания. Словарный запас увеличивается (знает множество стихотворений, может рассказать о себе, о природе, о родителях и т.д.). В школе возникают новые взаимоотношения (учитель, одноклассники). Формируется произвольное внимание (т.е. без усилия восприятия), регуляция всей психической деятельности (память, внимание и т.д.). Стимулируется процесс регуляции собственного поведения, повышается любознательность, которую учитель должен направлять. Вместе с тем необходимо обращать внимание на высокую эмоциональность и возбудимость (наглядность, слова вызывают в душе ребенка положительный отклик и стимулирует нравственное воспитание) Потребность в общении увеличивается. Авторитарным лицом становится учитель. Младший школьник любит выполнять различные поручения. Ведущей вид деятельности – учение.

Подростковый возраст.

Ведущей вид деятельности – межличностные отношения. Происходит значительный рост: физических и духовных ценностей, хотя не взрослый, но становится участником взрослой жизни, увеличивается доля ответственности. Отношение взрослых к подростку меняется. Подросток хочет что – то значить в этой жизни. Повышается активность, развивается творческая инициатива, чувство долга – все это благоприятно для формирования социальной активной жизненной позиции. Повышается чувствительность, раздражительность, появляется грубость по отношению к другим. Некоторые стремятся к уединению и одиночеству. Характерны срывы и колебания из крайности в крайность. Возрастает активность, которая проявляется в самоутверждении. Происходит переоценка ценностей. Подросток критикует всех, не видя себя со стороны. Наблюдается неровное отношение к противоположному полу. Любят загадочность, романтику, дух соперничества. Увеличивается роль межличностных отношений, появляется потребность казаться взрослым.

Юношеский возраст. Этап созревания и формирования личности, в основном завершается этап созревания и формирования личности; мышление направлено на самоанализ, самонаблюдение, определения себя в жизни. Появляется желание быть приятным, иметь авторитет и престиж. Юноши и девушки могут объединяться в различные неформальные сообщества на основе антисоциальных ценностей (наркомания, алкоголь и др.) или по интересам. Усиливается потребность в интимно-личностных отношений, дружбы. Ведущей вид деятельности – профессиональная ориентация.

Акселерация.

2. Акселерация – новое явление, которое привело к пересмотру границ между возрастными группами. Она произошла от латинского «ускорение», чаще всего затрагивает физическое развитие, и в меньшей степени психическое. Биологи связывают ее с физическим созреванием организма. Психологи – с развитием психических функций. Педагоги - с духовным развитием и социализацией личности (у них она ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физического созревания организма).

Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции. Выросший организм требует удовлетворения всех взрослых физических потребностей, в том числе и половых. Социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно – прогрессивной физиологией. Противоречия в акселерации создают немало трудностей для самих учащихся, которые не умеют совладать с происходящими в них переменами. Проблема акселерации повлекла за собой и другую проблему – обеспечение школ новой мебелью, а учащихся – новой формой.

Сравнительный анализ: данные акселерации: за последнее десятилетие длина тела увеличилась на 13-15 см., вес на 10-12 кг.

Причины акселерации:

1. ускорение темпа в жизни людей;

2. улучшались материальные условия жизни;

3. повысилось качество питания и медицинское обслуживание;

4. улучшение ухода за детьми в обществе;

5. радиоактивное загрязнение;

6. уменьшение кислорода в атмосфере;

7. пищевые добавки.

Таким образом, с середины 80-ых гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, а темпы физического развития несколько затормозилось.

3. В области человеческого развития выявлен ряд важнейших закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно – познавательную деятельность Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:

1. Чем моложе человек, тем быстрее и интереснее идет его физическое развитие. По мере того, как человек становится старше, темп его развития замедляется.

2. Физически ребенок развивается неравномерно: одни периоды быстрее, в другие медленнее.

3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе, части тела развиваются неравномерно и непропорционально, а личность с ярко-выраженными особенностями называют индивидуальностью.

Индивидуальность характеризуется совокупностью:

- интеллектуальных;

- волевых;

- моральных;

- социальных и других черт.

На земле нет и не будет двух совершенно одинаковых людей, так как каждый человек единственный и неповторимый. Появление индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Они влияют на своеобразие возникающих качеств.

К индивидуальным особенностям личности относятся:: ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, особенности интересов, темперамента, способностей, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. В современной педагогике есть серьезные разногласия по проблеме учета индивидуальных особенностей.

Первая точка зрения.

Массовая школа не должна и не может учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской заботы и внимания. Никаких различий не должно быть в воспитании примерных и ленивых, одаренных и неспособных. Человек, закончивший учебное заведение, характеризуется стандартом обученности и воспитанности, принятыми в данном учебном заведении.

Вторая точка зрения.

Отечественная педагогика стоит на иных позициях. Воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, способностей и дарование каждого ученика. Индивидуальный подход, как важнейший принцип педагогики, заключается в управлении развития человека. В индивидуальном подходе нуждаются «трудные», малоспособные с ярко выраженной задержкой развития.

Ретрадация – отставание детей в физическом и духовном развитии, что обуславливается нарушением генетического механизма наследственности, не благоприятной экологической среды.

С физическим развитием тесно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, которые обусловлены неравномерностью созревания нервной системы развития психических функций.

Существуют различия между людьми:

1. в уровнях интеллектуальной деятельности;

2. в структуре познания;

3. в потребностях;

4. в интересах;

5. в мотивах;

6. в нравственном поведении;

7. в уровнях социального развития.

Духовное развитие подчиняется своим закономерностям:

1. между возрастом человека и его темпами духовного развития наблюдается обратно – пропорциональная зависимость (интенсивнее духовное развитие в младшем школьном возрасте оказывают воздействие родители, воспитатели, учителя, сверстники);

2. духовное развитие детей и человека в целом, протекает неравномерно. При любых условиях, даже при благоприятных, психические функции и свойства личности не находятся на одном и том же развитии. В отдельные периоды развития возникают более благоприятные условия для проявления отдельных качеств (некоторые из благоприятных периодов могут иметь временный характер);

3. существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного им развития духовных качеств. Такие возрастные периоды называются сензитивными (появляются те или иные условия для развития качеств), это период является оптимальным. Причиной сензитивности является неравномерность созревания мозга и нервной системы, а так же то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут сформироваться на основе свойств;

4. по мере развития, психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации. В этом проявляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с одной стороны- психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психологических состояний в черты личности, а с др. стороны – их всегда можно изменить в лучшую сторону;

5. в человеческом развитии проявляются: общее и особенное. Общее – свойственно всем людям определенного возраста. Особенное – отдельного человека от др. особенное в человеке называют индивидуальностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: