Деятельность и ее виды

1. В обществе проявляется большой интерес к изучению личности.

Одни считают личность сложным явлением общественной жизни и не отделяют личность от общества. Другие считают личностью только выдающего человека, не связывают ее с обществом.

Если человек является носителем сознания и самосознания, способен на самостоятельную приобретенную деятельность, то такого человека можно назвать личностью. Человек личностью не рождается, а становится ею в процессе своего развития.

Развитие личности – это процесс сложный, противоречивый и длинный. Изменения происходят всю жизнь, особенно интенсивно происходит это до 9 лет. Процесс этот до конца не познанный, т. к. по разному его представляют разные философские течения.

Две тенденции развития личности:

1. Метафизическая – постоянное созревание, развертывание того, что заложено от природы, исключая процесс новообразований. Это процесс стихийный и не управляемый, происходит независимо от условий жизни. Человеческое развитие фаталистически обусловлено его судьбой, в которой ничего и никто изменить не может.

2. Диалектическая – в процессе развития уничтожается старое и возрождается новое, т. к. развитие – свойство живой материи и рассматривается как постепенное преобразование свойств, заложенных от природы.

2. Человек – это часть природы, высшее звено эволюции, наделен естественными жизненными силами. Главное в человеке – его личность. В человеческой личности воплощаются два начала:

1. природное;

2. общественное.

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности, интересы во многом зависят от того, в каких условиях протекает формирование в детские и юношеские годы. Педагогу необходимо знать и учитывать эти условия в своей профессиональной деятельности.

К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека. то она должна хорошо знать его», «Личность человека есть результат сложного действия и взаимодействия многочисленных факторов».

Биологические факторы:

Развитие человека, как и всех других живых организмов, связанно с действием факторов наследственности. Человек от рождения несет в себе определенные задатки, которые влияют:

1. на динамику психических процессов;

2. на виды одаренности;

3. на эмоциональную сферу.

Благодаря наследственности передаются биологические признаки, свойства человека, как вида.

Унаследовать можно: анатомическое строение4 характер обмена веществ; тип нервной системы; цвет глаз, волос, кожи; отдельные качества характера; биоритмы (для педагогики – способность к ритмичной деятельности – жаворонки, совы).

Вариантная часть наследственности обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменяющимся условиям существования. Каждый человек дополняет свою часть наследственной программы самостоятельно = тем самым природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своего человеческого потенциала, путем саморазвития и самоутверждения.

Ш. Амонашвили: «человек с пустыми руками на Землю не приходит».

Таким образом, необходимость воспитания заложено в человеке самой природой. Факт наследственности, как один из источников личности, ещё до конца не изучен должным образом. Отрицательно влияют на наследственность алкоголизм, наркомания родителей.

Социальные факторы:

Среда- это не только общество, но и непосредственное окружение (семья, школа, детский сад, условия жизни, питания)

Среда бывает:

1. ближняя (семья, родные);

2. дальняя (условия жизни).

Павлов: «Как бы ни было велико значение наследственности, ведущая роль принадлежит условиям жизни»; «Образ поведения человека обусловлен не только прирожденными нервной системы, но и зависит от постоянного воспитания и обучения»; «Ребенок, как личность, развивается под воздействием окружающей среды».

С одной стороны - он биологическое существо, но по природе своей он способен к социальному развитию. Признаки социального развития уже проявляются в раннем возрасте (потребность в общении, овладение речью).

Человек по отношению к среде - активная сила и является частью среды, он может ее преобразовать.

А. С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на первом месте: родители и педагоги».

Человек становится личностью только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми, в не человеческого общества – духовное, социальное, психическое развитие человека не может происходить (Людьми родились, но не стали).

Огромную роль среды, педагоги признают всего мира, Естественно, что человек достигает высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение представляет ему наиболее благоприятные условия.

Большое влияние на развитие человека особенно в детстве оказывает домашняя среда. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей ребенка, его взгляды и ценностные ориентации, Семья создает условия для развития природных задатков.

В окружающей среде есть положительное и отрицательное явления. Влияние одной среды, даже положительно, не достаточно для развития человека.

Что же оказывает большое влияние на развитие человека – среда или наследственность?

Сторонники биогенного направления отдаю предпочтение фактору наследственности.

Сторонники социогенного направления отдают предпочтение среде.

Ответ только один: развивается каждый человек по своему и «доля» влияния наследственности и среды у каждого человека своя.

3. Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность, но полностью изменить человека не возможно. Лозунг: «Воспитание может все» - себя не оправдывает.

Все люди по-разному поддаются воспитанию - от полного подчинения до полного восприятия. В воспитательном процессе определенную роль играют конкретные ситуации и взаимодействия людей, Воспитание зависит от развития, воздействует на развитие и определяется на достигнутый уровень развития человека.

Выгодский – отечественный педагог и психолог, обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только развитию ребенка, но и зоне ближайшего и развития. Он выделил 2 уровня умственного развития:

ЗАР (зона актуального развития) на уровне ближайшего развития ребенок справляется с заданием учителя самостоятельно.

ЗБР (зона ближайшего развития) на уровне ближайшего развития ученик может справиться с заданием с помощью учителя, который выполняет роль консультанта и помощника.

Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: