double arrow

Понятие «педагогика сотрудничества»


1.Представители: Шаталов, Ш.А.Амонашвили, Волков и т.д. К концу 80-90-х гг. в педагогической теории и практики произошла смена ценностных ориентаций: с господствующей над личностью. Появилось понятие «новое педагогическое мышление», которое в качестве приоритетных признает мотивы самореализации, самоутверждение, свободу личности; актуализирует проблему педагогической этики, утверждающей гуманный характер воспитания. Основная цель образования – личность человека, самовоспитание в себе личности и создание ее, а научное образование – развитие сил личности.

Ведущей гуманистической идеей является идея развития, которая предполагает создание необходимых условий для развития личности, обеспечение развития и саморазвития самой системы образования. «Идеи нового педагогического мышления» составили идеологию реформы российского образования к концу ХХ в.

2. 1. Идея демократизации- представление определенных прав образовательным учреждением, педагогам. Образовательное учреждение имеет выбор стратегии своего развития; выбор целей, содержание, организацию, методы работы; имеют юридическую, финансовую и экономическую самостоятельность. Учитель – право на творчество, на выбор педагогических технологий, выбор учебных пособий, учебников, методов оценки учащихся и на участие в управлении общеобразовательным учреждением. Ученик – право на выбор школы и профиль образования, на домашнее образование, имеет право обучаться в негосударственных (частных) учебных заведениях, на ускоренное обучение, по индивидуальным планам и на участие в управлении общеобразовательным учреждением.




2. Идея плюрализма в образовании, его вариативность (наличие различных программ по одному предмету) и альтернативность образования.

3. Идея народности и национального характераобразования предполагает диалог культурно- национальный, общероссийский, мировой.

4. Идея открытости образования – общественность к единому и неделимому миру, его глобальным проблемам, учет других культур осознания приоритета общечеловеческих ценностей перед классовым или групповым.

5. Регионализация образования – регионы имеют право и обязаны выбирать собственную образовательную стратегию, создавать собственные программы развития образования, в соответствии с регионально и социально - экономическими, культурно – демографическими и др. условиями.

6. Идея гуманитаризации образования – увеличение значимости дисциплин гуманитарного цикла, включает в себя ориентации на развитие творческого, критического гуманитарного мышления. Не всегда была идея гуманизации образования. Истоки авторитарной лежат:

- в эпохе перехода от первобытно – общинного строя к рабовладельческому;



- особую роль возникновения и развития авторитарной педагогики сыграла религия;

- авторитарными в общественной жизни были экономические, социальные и идеологические предпосылки;

- авторитарные идеи, так же как и первые гуманистические идеи, находят отражения в концепциях воспитания древнего времени и античности: принцип гармонии, идея природообразности воспитания.

7. Идея дифференциации образования – каждый школьник должен получить базовый уровень образования, который определяется государственным образовательным стандартом, а превышение этого уровня может быть разнообразным в каждом классе, в школе, регионе и т.д.

8. Идея развивающего деятельного характера образования – предполагает пробуждение способностей личности к самостоятельному труду во всех его сферах и формах. Для этого требуется отказ от репродуктивной деятельности. Развитие в обучении творческих форм деятельности и ориентирование детей не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, способы мышления и деятельности = способность самостоятельно приобретать, усваивать и использовать знания, т.е. быть субъектом образовательного процесса.

9. Идея непрерывного образования – предполагает преемственность различных ступеней образования и возможность движения личности в образовательном пространстве по любому выбранному пути. Реализация помогает продвигаться по ступеням образования, как без остановки, так и с разрывом во времени; дает возможность менять типы образования на разных жизненных этапах человека в зависимости от потребностей и интересов.



Образование – не на всю жизнь, а через всю жизнь = школа должна не только пробудить самостоятельную мысль ребенка, научить его учиться, но и помочь ему осознать жизненную необходимость постоянного обновления образования.







Сейчас читают про: