Феномен отраженной субъективности

Учитель может стать как образцом для подражания, так и источником конфликта и агрессии.

Таким образом, рассмотренные феномены педагогического взаимодействия обуславливают необходимость соответствия педагогических усилий психологическим характеристикам участников педагогического взаимодействия. Неправильно организованное педагогическое взаимодействия приводит к усложнению начальных установок и возникновению непрогнозируемых отрицательных действий как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Модели педагогического взаимодействия не складываются сами собой, они имеют социокультурную заданность, отражают специфику жизненного пути педагога.

4. Педагогическое взаимодействие направлено на решение бесчисленного множества стандартных и нестандартных педагогических задач. Предметом педагогической задачи могут выступать знания учащихся.

Одним из элементов педагогической задачи является задача коммуникативная (задача общения). Выбор методов педагогического воздействия осуществляется через общение.

Логика педагогического взаимодействия

(по В. А. Артемову, А. В. Бельскому)

  Педагогическая задача Система педагогических методов, избранных для ее решения Коммуникативные задачи Педагогическое взаимодействие
 

Коммуникативные задачи:

1. общие КЗ 2. текущие КЗ

предстоящей деятельности, возникающее в результате,

которые планируются заранее в ходе педагогического

взаимодействия

повествование (сообщение, побуждение (приказ, команда,

объявление, реплика, ответ и т.д.) угроза, вызов, просьба и т.д.)

Таким образом, в процессе педагогического взаимодействия педагог реализует 2 основные цели: передает учащимся сообщение (или воздействует на него) и побуждает к действию.

5. Стадии коммуникации:

1. Моделирование – осуществляется планирование коммуникативной структуры взаимодействия; необходимым элементом моделирования является предвидение возможной психологической атмосферы (например, на уроке).

2. Организация непосредственного общения – педагог имеет преимущества в управлении общением, необходимо умение ориентироваться в условиях предстоящего общения. Объектом общения может быть класс, группа детей, ученик.

3. Управление общением – поддержание непосредственного общения.

4. Анализ результатов – содержательная обратная связь, дающая информацию об усвоении преподаваемого материала.

Коммуникативная культура педагога


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: