Учитель может стать как образцом для подражания, так и источником конфликта и агрессии.
Таким образом, рассмотренные феномены педагогического взаимодействия обуславливают необходимость соответствия педагогических усилий психологическим характеристикам участников педагогического взаимодействия. Неправильно организованное педагогическое взаимодействия приводит к усложнению начальных установок и возникновению непрогнозируемых отрицательных действий как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Модели педагогического взаимодействия не складываются сами собой, они имеют социокультурную заданность, отражают специфику жизненного пути педагога.
4. Педагогическое взаимодействие направлено на решение бесчисленного множества стандартных и нестандартных педагогических задач. Предметом педагогической задачи могут выступать знания учащихся.
Одним из элементов педагогической задачи является задача коммуникативная (задача общения). Выбор методов педагогического воздействия осуществляется через общение.
|
|
Логика педагогического взаимодействия
(по В. А. Артемову, А. В. Бельскому)
Педагогическая задача Система педагогических методов, избранных для ее решения Коммуникативные задачи Педагогическое взаимодействие |
Коммуникативные задачи:
1. общие КЗ 2. текущие КЗ
предстоящей деятельности, возникающее в результате,
которые планируются заранее в ходе педагогического
взаимодействия
повествование (сообщение, побуждение (приказ, команда,
объявление, реплика, ответ и т.д.) угроза, вызов, просьба и т.д.)
Таким образом, в процессе педагогического взаимодействия педагог реализует 2 основные цели: передает учащимся сообщение (или воздействует на него) и побуждает к действию.
5. Стадии коммуникации:
1. Моделирование – осуществляется планирование коммуникативной структуры взаимодействия; необходимым элементом моделирования является предвидение возможной психологической атмосферы (например, на уроке).
2. Организация непосредственного общения – педагог имеет преимущества в управлении общением, необходимо умение ориентироваться в условиях предстоящего общения. Объектом общения может быть класс, группа детей, ученик.
3. Управление общением – поддержание непосредственного общения.
4. Анализ результатов – содержательная обратная связь, дающая информацию об усвоении преподаваемого материала.
Коммуникативная культура педагога