double arrow

Умения ( по Щурковой)


1. Педагогическая технология - научные педагогические обоснования, системы профессиональных умений учителя, позволяющих достичь цели воспитания.

2. Педагогическая техника - владение психофизиологическим аппаратом.

Кроме главного оружия педагога – слова, в его арсенале – целый набор невербальных средств общения. Роль играют поза, мимика, жест, взгляд. Исследования, к примеру показала, что при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10 – 15% информации. Дети очень чувствительны у взгляду учителя. Когда лицо становится неприветливым, ученики чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается. «Закрытые» позы учителя (когда он как – то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как недоверие, несогласие, противодействие. «Открытые» позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как доверие, согласие, доброжелательность. Все это ученики принимают бессознательно.

Характеристика голоса педагога:




1) Четкая артикуляция звука

2) Интонационная возвышенность

3) должно быть сильным

4) Полетность произношения звука

5) Мелодичность

6) Громкий, энергичный, но в меру

7) Акцентированность энергии голоса

Таким образом, энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом; гнев, страх – довольно высоким; горе, печаль, усталость – мягким и приглушенным. Многое можно изменить самовоспитанием, постоянными тренировками по самоусовершенствованию. Скорость речи также отражает чувства учителя: быстрая – взволнованность, обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.

Мимика учителя должна быть:

1. Открыта

2. Подвижна

3. Позитивна

4. Утонченна

Пластика педагога: поза, осанка, движения и жесты. Таким образом, хаотичность движения раздражает окружающих, так как нельзя понять, что хочет человек.

Доказано, что поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог замещает недостающего родителя. Право на это имеет не каждый педагог, а только тот, кто пользуется доверием воспитанников.

Норма педагогической дистанции определена следующими расстояниями :

- персональное общение учителя с учениками - от 45 до 120 см;

- официальное общение в классе – 120 – 140 см.

Таким образом, особенностью педагогического труда является постоянное изменение («разрыв») дистанции общения, что требует от педагога многократного приспособления к конкретным условиям и большого напряжения. Само мастерство – результат длительного упорного труда над собой. Быть профессионалом – мастером своего дела.







Сейчас читают про: