Профессиональная компетентность педагога выражает единства его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессиональности.
Рассмотрим ключевые компетенции, которыми должен владеть педагог:
1. технологическая компетенция- осваивание и грамотное применение новых технологий, технологически мыслить в тех или жизненных ситуациях;
2. готовность к самообразованию- способность выявлять проблемы в своих знаниях, умениях при решении новой задачи, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, что позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию;
3. готовность к разрешению проблем- готовность анализировать нестандартные ситуации, планировать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности;
4. готовность к социальному взаимодействию- способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп;
5. коммуникативная компетентность- получать в диалоге необходимую информацию, цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительное отношение к собеседнику;
6. готовность к использованию информационных ресурсов - способность делать аргументированные выводы, планировать и осуществлять свою деятельность;
7. готовность к самообразованию и совершенствованию - потребность в повышении квалификации в зависимости от социального заказа.
Квалификационная характеристика - это по существу свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.
Педагогические умения - совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может автоматизировано.
Содержание теоретической готовности понимать как совокупность психолого-педагогических и специальных знаний.
Умения:
1. Аналитический
2. Прогностические
3. Проективные
4. Рефлексивные
Рефлексия - это обращение назад, отражение, анализ собственных действий и состояния.
Инновационная деятельность учителя - социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал.
Акмеология - наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма.
Кроме того, прежде чем учить, педагог должен освоить тонкости менеджмента, считают в Минобрнауки. Министерство предложило ввести специальные образовательные программы для учителей и директоров школ (полагает глава ведомства Андрей Фурсенко). Причем делать это в обязательном порядке. Это необходимо для новых современных учебных заведений, которые должны появиться в ближайшие годы. Он пообещал, что министерство поможет учителям с профессиональным ростом, чтобы последние могли соответствовать новым требованиям модернизированных школ. Предполагается, что педагоги смогут сами выбирать, где учиться новому: в институте совершенствования учителей, ВУЗе, в научных центрах или на базе передовых школ.
В министерстве не смогли уточнить, на какие именно курсы смогут отправиться педагоги и кто будет их оплачивать. По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, оплачивать переобучение будет бюджет школы. По его словам, денег на такие цели у государства нет, и для реализации намеченных планов необходимо увеличить финансирование образования как минимум в два раза. Однако он подчеркнул, что при направлении на переподготовку специалистов нельзя шантажировать понижением зарплат или увольнением, а ужесточение требований лишь приведет к дефициту педагогических кадров.