житейское – основано на научное – основано на теорети -
здравом смысле ческом смысле сущности и причинно -
следственных связях, характеризующих
развитие природных и общественных
явлений.
Структура научного мировоззрения:
1.Система научных знаний (истин), которые связаны с осмыслением и пониманием объективной стороны природных и общественных явлений, и в этом составе могут одинаково мыслиться любым человеком. Например, законы наследственности.
2. Взгляды – это суждение и умозаключение человека, связанные с истолкованием тех или иных природных, общественных явлений, выражение своего отношения к этим явлениям, взгляды и действия других.
3. Убеждения – это совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, относящихся к идеологии, к политике, нравственности и искусству, которые твердо определяют жизненные позиции человека, характер и деятельность, поведение – это то, что личность готова отстаивать в любых условиях.
4. Идеалы личности – это осознание высшего совершенства, то, что становится целью деятельности, жизненным совершенством.
|
|
Законы мировоззрения (природы):
1. движение как форма существования материи;
2. первичность материи и вторичность сознания;
3. развитие как борьба противоположностей;
4.познаваемость мира и его закономерностей;
5. познание и критерии истины как практика;
6.решающая роль труда в формировании человека;
7. знание общечеловеческих ценностей в развитии современного мира.
Функции мировоззрения:
1. Просветительская – научное М. делает для человека понятным мир природы и общества. Вооружает человека методологией – совокупностью исходных философских принципов и методов познания действительности. Мировоззрение обогащает человека системой, духовно – ценностной ориентацией.
2. Воспитательная – принятые взгляды и убеждения требуют от человека формировать у себя определенные человеческие морально – волевые качества, эстетическое отношение к действительности.
3. Развивающая – внутренняя духовная работа по усвоению содержания М., включается в активную деятельность мышления.
4. Прогностическая – передвижение идей по созиданию будущего с настоящим.
5. Организационная – мировоззрение является исходной позицией в практической деятельности людей.
Критерии оценки уровня сформированности мировоззрения:
1. Оптимальное усвоение важнейших понятий, законов, теорий, имеющих определенное значение для понимания сущности процессов развития природы, общества, мышления.
2. Устойчивое, личностное, осознанное отношение к изучаемому материалу, его мировоззренческому содержанию.
3. Подход к современной, международной и внутри общественной жизни, позиции, формирующего мировоззрения.
4. Стремление и умение отстаивать свои взгляды и убеждения.
5. Проявление убежденности в повседневной жизнедеятельности и поведении.