Виды отношений между сверстниками:
1. функционально-ролевые отношения – зафиксированы в сферах жизнедеятельности детей и разворачивается в ходе усвоения норм и способов действий под руководством;
2. эмоционально-оценочные – осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принципами и нормами совместной деятельности;
3. личностно-смысловые – взаимосвязи в группе проявляются, когда ребенок берет на себя роль взрослого, действует согласно ей.
В каждой малой группе существует своя неповторимая «мозаика» межличностных отношений.
Особенности отношений в различном возрасте:
1. Дошкольники в играх и в реальной жизни, общаясь со сверстниками, воспроизводят отношения взрослых, реализуют нормы и ценности, усвоенные в общении со взрослыми. Отношения ситуативные и неустойчивы, часто ссорятся и быстро мирятся.
2. У младших школьников ориентация идет на мнение учителя, предпочтения товарищей, которые определяются в наибольшей степени успехами/неудачами в учебе. Отношения устойчивы, выделяются популярные дети.
|
|
3. Для подростков особую ценность приобретают смелость, сообразительность, умения понять и помочь товарищу – качества личности. Главное - общение со сверстниками.
4. В юношеском – определение своего места в мире, становление «взрослости».
И.С.Кон выделил функции общения:
1. общение как важнейший канал информации;
2. общение – это специфический вид деятельности межличностных отношений.
3. общение – это специфический вид эмоционального контакта.
Детская субкультура
По М. Брейку субкультура – это нормы, отделившиеся от общепринятой системы ценностей и традиционного стиля поведения, и способствующие сохранению и развитию определенного стиля жизни в сообществе. Детская субкультура предстает как культурное пространство и круг общения детей, подростков и юношей, помогающих им адаптироваться в социуме.
Подростки более активны, чем младшие дети, для своего самоутверждения ищут новые формы деятельности и поведения.
Выявлены две тенденции развития подростковой и юношеской субкультуры. Первая – общие черты дифференцируются по регионам и молодежным течениям. Вторая – влияние на молодежную субкультуры уголовно – лагерной контркультуры. Наличие и распространение контркультуры – признак кризиса культуры того или иного общества.