Взаимопонимание «Я» - глазами других людей

(что обо мне думают другие)

На основе этой схемы определяются основные направления С.Л. Именно в 6-7 лет у ребенка начинает возникать потребность и формируется способность к рефлексии: знание о себе – своей внешности и характере, способностях и недостатках, о границах своих возможностей. Воспитатель должен помогать детям самоопределиться, разобраться в себе. По значимости в группе М.В. самоопределения являются методы самопознания.

Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно предложить представить «Я» в виде существа, похожего на человечка, даже нарисовать его фломастерами разного цвета. Такая игра – метафора поможет детям воспроизвести и осмыслить что, как и почему делали.

В начальной школе ребенок уже думает, что хорошо и что плохо в его учебной работе, поведении, отношениях с товарищами. При оценке собственных качеств у ребенка формируются определенные представления о своих достоинствах/недостатках, умения/неумения, о своем отношении с окружающим миром, людьми, в первую очередь с товарищами в классе. У детей в начальной школе складывается новая для них социальная позиция школьника – все хотят и любят учиться.

Девиз: «Ты таков, как ты учишься» - приводит детей к серьезным ошибкам в понимании сущности нравственных сторон жизни окружающих людей и своей собственной.

Большие возможности для побуждения младших школьников к самопознанию открываются на уроках чтения. Например, в 1 классе при изучении темы:»Что такое хорошо и что такое плохо» - постоянно обращать внимание на самих себя.

Ответы детей – плод раздумий наедине с собой. Главное – вызвать у младших школьников образ своего внутреннего «Я».

На основе правильно организованного самопознания и понимания ребенком ближайшей цели в работе над собой можно уже использовать элементарные методы самовоспитания, доступные младшим школьникам.

«Шаг вперед»

На каждый день ребенок намечает себе какое – либо хорошее дело, а вечером подводит итог. Например, запись в «Дневнике добрых дел».

Не надо бояться, что при этом будет происходить формальная ориентация на хорошие дела. Ребенок не привыкший делать что-то хорошее для окружающих и давать себе в этом сознательный отчет, растет черствым эгоистом. Метод «Шаг вперед» вырабатывает у младших школьников важную привычку – заранее планировать свой день, искать место и время для каждого дела и тем самым формировать полезные навыки организации и культуры труда.

«Задание самому себе»

С помощью учителя и родителей младший школьник определяет на конкретный срок (на неделю, на месяц). Нужно помочь ребенку выбрать относительно постоянное дело. Ход выполнения заданий тоже фиксируется в «Дневнике добрых дел», а итоги подвести на общем сборе всего класса или дома, в присутствии всей семьи.

«Мой секрет» - вариант задания самому себе. Младший школьник ставит перед собой цель – выполнить какое – либо дело, совершить поступок как бы «по секрету», не делая его предметом предварительного обсуждения с товарищами.

Нетрудно заметить, что привязанные методы самоопределения реализуют в своей сущности такие важнейшие средства воспитания, как труд, игра, режим, перенося их в сферу самоуправления личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: