Выводы по третей главе

- Архитектурное оформление новых общественных пространств дальневосточных городов развивается в двух направлениях (условно названных «лужковским» и «капковским»).

- Если в Москве общественные пространства изначально адресуются различным по возрасту, образованию и социальному статусу, мало пересекающиеся между собой целевым аудиториям, то в дальневосточных городах, где атомизация общества не приняла радикальный характер, новые общественные объекты используются не диверсифицировано; не адресованные никому конкретно, они не понятны горожанам и не имеют устойчивых фан-групп (в отличии от Парка Горького или Патриарших прудов).

- Особенности оформления ОП в дальневосточных городах во многом объясняется широким использованием китайских строительных материалов и технологий, а так же ориентацией большинства дальневосточников (в том числе высокопоставленных) на благоустройство китайских городов (Харбина, Сэйхунфе, Хайхе и проч), как образец для подражания, в отличие от жителей Москвы-СПб, чьи эстетические предпочтения формировались под влиянием регулярных посещений европейских городов, (в СПб – преимущественно скандинавских). В свою очередь, китайские «урбанисты» ориентируются на западный опыт джентрификации, но транслируют его на Восток с поправками к традиционным культурным кодам, таким образом, западные тренды попадают к дальневосточникам в опосредованном и переформатированном виде, через КНР и ЮКР, что сказывается на своеобразном облике ОП Хабаровска, Благовещенска и Владивостока.

- В результате анализа объектов (парков, скверов, набережных и проч.), появившихся в Хабаровске и Владивостоке в 2012-15 гг., можно прийти к выводу о наличии противоположных векторов в формировании городской среды – одновременно существуют запросы на условный ретроромантизм и не менее условный «авангард», что свидетельствует об отсутствие в обществе единой эстетической парадигмы. Попытки джентрификации имеют декоративный характер, - бывшие промышленные зоны перепрофилируются в пивбары и бани, а не в творческие кластеры.

- Городская среда Хабаровска, в отличие от г. Владивостока, до сегодняшнего дня остается архаизированной; новые общественные пространства, создаваемые и реконструируемые в городе, продолжают оформляться в эклектичной эстетике, типичной для т. н. «Лужковского стиля». Наиболее ярким примером подобного подхода является реконструкция парка Серафима Саровского в Северном округе и проект реконструкции парка им. Гагарина. Основные черты хабаровских ОП открытого типа: архаика (рассчет на вкусы пенсионеров 60-70 лет) и аппеляция к вечности (бронза и гранит).

- Активные горожане все больше проявляет инициативу в пропаганде новой городской эстетики. Основной тезис звучит так: если город заинтересован, чтобы продвинутая молодежь не уезжала в условную Москву, а оставалась в Хабаровске – нужно сформировать среду, соответствующую эстетическим представлениям молодого «креативного класса». Однако, активная прослойка горожан очень мала, она формирует свое креативное пространство, не находя отклика в городской среде. Новая эстетика пока востребована только в частных заказах, ОП нового типа имеют закрытый (антикафе, клубы) или временный (фримаркеты, фестивали) характер. В отличие от Владивостока в Хабаровске пока нет примера открытого нового ОП, так как стилистика нового урбанизма противоречит базовым установкам хабаровчан: консерватизм, стабильность, опора на традиционные ценности.

- Начиная с 2014 г. дальневосточные города (Владивосток, Хабаровск) попадают в сферу интересов «столичного урбанизма», - учащаются десанты ведущих московских урбанистов, «Стрелка» открывает летнюю школу-2014 на «Заре» (Владивосток), в октябре 2014 г. во Владивостоке проходят Дни архитектуры,в это же время в Хабаровске выступает Свят Муунов; 22 мая в г. Хабаровске проходит конференция Московского урбанистичнеского форума и круглые столы с магистрами/студентами ТОГУ. Этот процесс предвещает переход из «региональной», «местечковой» стадии развития на новый уровень формирования ОП, инспирированный «столичным» мейнстримом. Программы развития ТОРов, новый «восточный поворот» инвестиционных потоков, делают дальневосточные города перспективной площадкой для реализации культуртрегерских начинаний столичных трендсеттеров (по аналогу с проектом «Пермь»), что ставит вопрос о степени допустимой диффузии в «столичном урбанизме» региональной идентичности.

- Основным заказчиком дальневосточного «нового урбанизма» является Министерство развития Дальнего Востока, работающее напрямую с институтом «Стрелка» и заказывающее ему проектно-аналитические работы по дальневосточному региону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: