1. Детерминированность (причинная обусловленность) развития личности:
а) наследственная обусловленность как предпосылка развития личности;
б) социальная обусловленность средой как потенциальным источником развития;
в) обусловленность воспитанием и обучением как управление всей жизнедеятельностью ребенка.
2. Собственная активная деятельность по овладению действительности и преодолению противоречий.
3. Адаптивность.
4. Неравномерность возрастного развития, проявляющейся в задержках психо-физического развития ребенка, инфантилизме, акселерации и т.д.
5. Сензитивность возрастного физического развития.
6. Единство изменчивости и устойчивости в развитии личности, проявляющееся в разнообразии социальных ролей и устойчивости характера ребенка.
7. Личность в онтогенезе (развитие отдельного человека) проходит путь филогенеза (развитие как вида).