Педагог: профессия и личность

Одним из субъектов педагогической деятельности является педагог.

Субъект – человек, активно преобразующий себя, общество и природу. Субъектность человека проявляется в его деятельности – «особой активности, посредством которой человек воспроизводит себя, свое собственное бытие в мире».

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер и выполняет две основные функции: адаптивную и гуманистическую.

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации.

Гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности.

Неправомерно утверждать, что деятельность педагога строится на реализации только двух функций. Поскольку образование личности многогранный процесс, можно утверждать что педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет ряд основных функции: обучающую, воспитывающую, развивающую.

Педагогические умения – это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития личности (С.Б.Елканов).

В более узком смысле их можно рассматривать как: способность учитывать психологические особенности человеке, группы людей, т.е. организаторское чутьё; способность заражать и заряжать своей энергией других; склонность, готовность к организаторской деятельности, способность соблюдать психологический такт, чувство меры.

Наиболее полно понятие педагогическая компетентность как совокупность педагогических знаний и умений, как теоретическая и практическая готовность к профессиональной деятельности учителя раскрывается в учебном пособии «Педагогика» под общей редакцией В.А.Сластенина.

Теоретическая готовность – это теоретическая деятельность, проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить, что предполагает наличие определенных умений. Выделяют группы умений, связанных с мыслительными операциями человека:

Аналитические умения – один из критериев педагогического мастерства, именно через них проявляется обобщенное умение педагогически мыслить. Оно состоит из ряда частных умений: расчленять педагогические явления на составляющие элементы; осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами; находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; находить основную педагогическую задачу и способы её оптимального решения.

Прогностические умения – осуществляются на научной основе, опираются на знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Состав прогностических умений: выдвижение педагогических целей и задач; отбор способов достижения педагогических целей; предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений; определение этапов педагогического процесса; распределение времени, планирование совместно с учащимися жизнедеятельности.

Проективные умения – специальная группа умений, проявляющихся в материализации результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания.

Рефлексивные умения – имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя.

Организаторская деятельность – обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания.

Коммуникативные умения – представлены как взаимосвязанные группы следующих умений: перцептивные, умения педагогического общения, владение педагогической техникой,

Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: