Возрастные характеристики развития и воспитания личности

Изучая процесс индивидуального развития человека, его становление и выделяя в нем различные этапы – младенца, преддошкольника, дошкольника, школьника младших, средних классов, подростка, старшеклассника или юношу, нельзя забывать, что это все звенья единой цепи, единого процесса становления человека.

Исходя из структуры личности ребенка, охарактеризуем его основные возрастные этапы в соответствии с выделенными параметрами: ведущая потребность, ведущие социальные роли (образ жизни), ведущий вид деятельности.

  Ведущая потребность Ведущий вид деятельности Авторитет Новообразование
Младший школьный возраст (от 6до10-11) быть школьником учебно-познавательный (игра) учитель богатый мир воображения, формирование произвольного внимания
Подросток (10-11 – 14-16) быть признанным в обществе общение знаменитости  
Юноша Профессиональная самоидентификация избирательная познавательная, практико-ориентированная деятельность люди из ближайшего окружения, достигшие успехов Профессиональное самоопределение

Становление нового уровня самосознания в ранней юности идет по направлениям, выделенным еще Л.С.Выготским, – интегрированию образа самого себя, “перемещению” его “извне вовнутрь”. В этот возрастной период происходит смена некоторого “объективистского” взгляда на себя “извне” на субъективную, динамическую позицию “изнутри”.

Таким образом, в раннем юношеском возрасте в рамках становления нового уровня самосознания происходит становление относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином “самоопределение”.

Специфическим для студентов в возрасте 15-17 лет является наличие потребности в практико-ориентированной деятельности с приоритетом нестандартности и оригинальности, потребности в самоутверждении с элементами максимализма и экстремальности, потребности в самореализации в контексте молодежной субкультуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: