Изучая процесс индивидуального развития человека, его становление и выделяя в нем различные этапы – младенца, преддошкольника, дошкольника, школьника младших, средних классов, подростка, старшеклассника или юношу, нельзя забывать, что это все звенья единой цепи, единого процесса становления человека.
Исходя из структуры личности ребенка, охарактеризуем его основные возрастные этапы в соответствии с выделенными параметрами: ведущая потребность, ведущие социальные роли (образ жизни), ведущий вид деятельности.
Ведущая потребность | Ведущий вид деятельности | Авторитет | Новообразование | |
Младший школьный возраст (от 6до10-11) | быть школьником | учебно-познавательный (игра) | учитель | богатый мир воображения, формирование произвольного внимания |
Подросток (10-11 – 14-16) | быть признанным в обществе | общение | знаменитости | |
Юноша | Профессиональная самоидентификация | избирательная познавательная, практико-ориентированная деятельность | люди из ближайшего окружения, достигшие успехов | Профессиональное самоопределение |
Становление нового уровня самосознания в ранней юности идет по направлениям, выделенным еще Л.С.Выготским, – интегрированию образа самого себя, “перемещению” его “извне вовнутрь”. В этот возрастной период происходит смена некоторого “объективистского” взгляда на себя “извне” на субъективную, динамическую позицию “изнутри”.
|
|
Таким образом, в раннем юношеском возрасте в рамках становления нового уровня самосознания происходит становление относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином “самоопределение”.
Специфическим для студентов в возрасте 15-17 лет является наличие потребности в практико-ориентированной деятельности с приоритетом нестандартности и оригинальности, потребности в самоутверждении с элементами максимализма и экстремальности, потребности в самореализации в контексте молодежной субкультуры.