Антропологический подход предполагает при организации образовательного процесса учет природы, структуры человека, закономерностей его внутреннего развития и построения структуры, адекватной основным функциям человека.
В ходе развития педагогической антропологии и во взаимной полемике были выявлены группы проблем, которые представители педагогической антропологии принимают в качестве центральных:
1) определение сущности человека как Homo educandus;
2) анализ тех представлений о воспитании и образовании, которые принимаются представителями педагогической антропологии, позволил выразить специфику процессов воспитания и образования в антропологических понятиях;
3) раскрыть специфику современного состояния воспитания и образования, используя арсенал как естественных и социальных наук, так и достижения современной философии, — прежде всего феноменологии и экзистенциализма.
Личностно ориентированный подход -абсолютной ценностью образовательного процесса рассматривает целостную личность обучаемого в единстве ее когнитивных, эмоционально-волевых и поведенческих сторон.
|
|
Методология личностно-ориентированного образования наиболее активно разрабатывается доктором психологических наук, профессором РАО И. С. Якиманской, которая вводит понятие субъектного опыта в качестве ведущего для построения личностно-ориентированного образования, выстраивая субъектно-личностную образовательную парадигму. Разрабатывая методологию личностно-ориентированной школы, И. С. Якиманская определяет в данной модели:
- цели,
- ключевые понятия,
- основные средства,
- требования к дидактическим пособиям,
- особенности образовательной среды.
Лекция 4