Деятельность как фактор развития личности

Деятельность – это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование в интересах людей.

В психологии деятельность также трактуется как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Активность личности – (от лат. activus - деятельностный) – деятельное отношение личности к миру, характеризующееся интенсификацией целенаправленности, мотивации, осознанности, эмоциональности, а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Проявление активности всегда предполагает область своего проявления (познавательная активность, профессиональная активность, социальная активность) и объект преобразования.

Для педагогической науки важно понятие «ведущая деятельность». Понятие ведущей деятельности как психологической категории было введено Алексеем Николаевичем Леонтьевым в 1945 году.

Им были выделены три главные признака, присущие этой деятельности:

1. "Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифферен­цируется другие, новые виды деятельности /.../

2. Во-вторых, ведущая деятельность - это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психологические процессы /.../

3. В-третьих, ведущая деятельность - это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка" /А.Н.Леонтьев. Пробле­мы развития психики. М.,1981,с.502-503/.

Фельдштейн Д.И. отмечает, что в жизни современного ребенка имеются шесть генетически преемственных типов ведущей деятельности:

- непосредственно-эмоциональное общение – у младенцев;

- манипулятивная деятельность – у ребенка в раннем детстве (преддошкольный возраст),

- игровая – дошкольников,

- учебная – у младших школьников,

- социально признаваемая и социально одобряемая – у подростка,

- учебно-профессиональная деятельность – у старшеклассника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: