Рассматривая педагогический процесс как систему, мы видим, наличие в нем множества подсистем, внедренных друг в друга и объединенных между собой.
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — всестороннего и гармонического развития личности — до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.
Деятельностный — взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим.
Р езультативный компонент процесса отражает эффективность его протекании, характеризует достигнутые сдвига в соответствии с поставленной целью.