double arrow

Формирование мотивация учения школьников


Мотивация – процессы, методы, средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Мотивация основывается на мотивах, они главные движущие силы дидактического процесса. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляется анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.

Мотивы бывают: 1) внутренние и внешние; 2) осознанные и неосознанные.3) реальные и мнимые.

В органической связи с мотивами существуют п о т р е б н о с т и. Потребность является источником активности и ее движущей силой. мотив учения может быть определен как опредмеченная потребность. А. Маслоу создана иерархия человеческих потребностей – пирамида индивидуальной мотивации. Мотивация в иерархической структуре потребностей влияет на человека как на целое, а не на отдельные аспекты его поведения. (Самовыражение- Оценка себя -социальные контакты –безопасность -физиологические потребности)




Логика и структура мотивации деятельности человека (ПОТРЕБНОСТЬ- ИНТЕРЕС- МОТИВ- ЦЕЛЬ- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- РЕЗУЛЬТАТ)

Существующее многобразие методов стимулирования можно условно подразделить на четыре большие подгруппы:

· Методы эмоционального стимулирования создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив

· Методы развития познавательногоинтереса формирование готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета;

· Методы стимулирования долга и ответственности разъяснения школьникам личностной значимости учения; приучения их к выполнению требований оперативного контроля

· Методы развития творческих способностей и личных качеств стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска

Приёмы стимулирования мотивации: стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству, действию:1) познавательные игры; 2) учебные дискуссии; 3) создание ситуаций занимательности; 4)создание ситуаций успеха, реализация воспитательного потенциала ситуации неуспеха, эмоциональных переживаний;

Методы стимулирования долга и ответственности:

1) формирование убеждений в сознательной и личностной значимости ученика; 2) предъявление требований; 3) упражнения в выполнении требований; 4)состязательность, поощрение, наказание.








Сейчас читают про: