double arrow

Процесс воспитания, его содержание, структура. Принципы воспитания


Воспитание– процесс целенаправленного формирования личности. Это специально-организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеет формирование личности, нужной и полезной обществу.

Особенности;

1) процесс целенаправленный;

2) процесс многократный;

3) процесс длительный (результаты не видны);

4) процесс непрерывного взаимодействия воспитателей и учеников, в результате чего вырабатываются устойчивые привычки;

5) процесс комплексный, единство целей и задач, содержания, форм и методов ВП подчинено идее целостности формирования личности;

6) присущи значительная вариантность и неопределённость результатов;

7) двухсторонний характер.

8)многофакторный

Содержание В – система знаний, умений навыков, взглядов, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек, поведения, которыми надо овладеть и которые соответствуют поставленным задачам

Структура ПВ состоит из последовательных задач и раскрывается как последовательное их решение. Структура ПВ:

1. Изучение личности и социально-педагогической ситуации её развития.




2. Выявление реального уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, определяющих формирование его личности.

3. Целеполагание, т.е. формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.

4. Разработка программы и плана, выбор способов деятельности.

5. Формирование мотивации и развитие личности, просвещение, организация деятельности и общения.

6. Выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации ВП.

Результат в данном случае – базовая культура личности.

Принципы воспитания дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Принципы всегда соответствуют определённой системе воспитания и служат реализации ведущей идеи данной системы.

Принципы воспитания –основополагающие идеи, базовые положения, которые выражают основные требования к содержанию и организации воспитательного процесса.

Все принципы воспитания базируются на закономерностях воспитания и реализуются через правила воспитания.

Существует ряд требованийк принципам воспитания:

1) Равнозначность – принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных

2) Комплексность – принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процесса

3) Обязательность – принципы воспитания – это не совет и не рекомендация. Они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов снижают эффективность воспитательного процесса



Все принципы воспитания основываются на традиционных классических принципах природосообразности и культуросообразности, а также гуманизма и личностного подхода к воспитанию. Современную систему принципов воспитания составляют:

1) Принцип гуманизма (гуманное отношение, ненасильственное формирование требуемых качеств)

2) Личностного подхода (постоянное изучение индивидуальных особенностей, привычек)

3) Принцип веры в ребёнка

4) Принцип сотрудничества

5) Опоры на положительное (на основе положительного развиваются другие недостаточно сформированные кач-ва)

6) Общественной направленности воспитания (необходимо формировать у уч-ся общественно-ценные мотивы деятельности)

7) Согласованности действий школы, семьи и общественности

8) Уважения к ученику и разумной требовательности к нему

9) Сочетания педагогического управления и детской инициативности

10) Связи с жизнью

11) Воспитания в коллективе и через коллектив

12) Включение личности в значимую деятельность

13) Эстетизация детской жизни (формирование у воспитанника эстетического отношения, вкуса, идеалов)

14) Связи с трудом








Сейчас читают про: