Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально-организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеет формирование личности, нужной и полезной обществу.
Особенности;
1) процесс целенаправленный;
2) процесс многократный;
3) процесс длительный (результаты не видны);
4) процесс непрерывного взаимодействия воспитателей и учеников, в результате чего вырабатываются устойчивые привычки;
5) процесс комплексный, единство целей и задач, содержания, форм и методов ВП подчинено идее целостности формирования личности;
6) присущи значительная вариантность и неопределённость результатов;
7) двухсторонний характер.
8)многофакторный
Содержание В – система знаний, умений навыков, взглядов, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек, поведения, которыми надо овладеть и которые соответствуют поставленным задачам
Структура П В состоит из последовательных задач и раскрывается как последовательное их решение. Структура ПВ:
1. Изучение личности и социально-педагогической ситуации её развития.
2. Выявление реального уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, определяющих формирование его личности.
3. Целеполагание, т.е. формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.
4. Разработка программы и плана, выбор способов деятельности.
5. Формирование мотивации и развитие личности, просвещение, организация деятельности и общения.
6. Выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации ВП.
Результат в данном случае – базовая культура личности.
Принципы воспитания дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Принципы всегда соответствуют определённой системе воспитания и служат реализации ведущей идеи данной системы.
Принципы воспитания – основополагающие идеи, базовые положения, которые выражают основные требования к содержанию и организации воспитательного процесса.
Все принципы воспитания базируются на закономерностях воспитания и реализуются через правила воспитания.
Существует ряд требований к принципам воспитания:
1) Равнозначность – принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных
2) Комплексность – принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процесса
3) Обязательность – принципы воспитания – это не совет и не рекомендация. Они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов снижают эффективность воспитательного процесса
Все принципы воспитания основываются на традиционных классических принципах природосообразности и культуросообразности, а также гуманизма и личностного подхода к воспитанию. Современную систему принципов воспитания составляют:
1) Принцип гуманизма (гуманное отношение, ненасильственное формирование требуемых качеств)
2) Личностного подхода (постоянное изучение индивидуальных особенностей, привычек)
3) Принцип веры в ребёнка
4) Принцип сотрудничества
5) Опоры на положительное (на основе положительного развиваются другие недостаточно сформированные кач-ва)
6) Общественной направленности воспитания (необходимо формировать у уч-ся общественно-ценные мотивы деятельности)
7) Согласованности действий школы, семьи и общественности
8) Уважения к ученику и разумной требовательности к нему
9) Сочетания педагогического управления и детской инициативности
10) Связи с жизнью
11) Воспитания в коллективе и через коллектив
12) Включение личности в значимую деятельность
13) Эстетизация детской жизни (формирование у воспитанника эстетического отношения, вкуса, идеалов)
14) Связи с трудом