double arrow

Педагогическое руководство процессом приобщения личности к восприятию музыки


Восприятие – это вид муз. деятельности, осуществляемый в процессе слушания музыки и в процессе исполнения муз.произведения. Является
самостоятельным видом деятельности на уроке, связано с развитием муз.способностей, интересов, вкуса и муз. потребностей. Основа - способность слышать и переживать муз.содержание как худ.-образное отражение действительности, вживание в муз. образы и осмысление идеи и содержания произведения.

Муз. восприятие- процесс, в основе кот. лежит способность человека слышать и переживать муз. содержание. Ученики вживаются в образы, осмысливают идею, содержание. Это осуществляется благодаря активности муз. мышления, кот. зависит от уровня муз. развития. Процесс восприятия не явл-ся чисто логическим актом—законы логического восприятия подчинены эмоциональной сфере человека. То, каким чел. воспринимает мир, зависит и от психологических особенностей наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, вообще состояния на этот момент. Муз. произведение вызывает переживания чел., которые могут характеризовать чел. как личность с определенными жизненными ценностями. Основной путь развития муз. восприятия—повышение уровня муз. способностей (в частности муз. слуха), знания о муз. стилях, жанрах, формах, + принадлежность к определенному соц. слою (возраст, уровень образования, место жительства—они влияют на характер муз. предпочтений не меньше, чем наличие/отсутствие муз. способ-тей. Развить муз. восприятие--- значит научить переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при пом. звуков; научить понимать, какими средствами худ. выразит-ти композ-р достигает эстетич. воздействия. Порядок постижения муз. произведения в процессе восприятия: 1. выявление главного настроения в произв. 2. определение средств муз. выразит-ти 3. рассмотрение особ-тей развития худ. образа 4. определение главной идеи 5. проникновение в позицию композитора 6. нахождение собственного личностного смысла.

Методы по формированию музыкального восприятия. Метод опосредованного воздействия. Онотвечает потребности духовного приобщения личности ксоциуму. Социальное окружение способно вложить всознание человека определенное отношение к музыкальной культуре. Благодаря силе воображения в психологии человека происходят процессы отождествления личного опыта с миром звуковых образов. Т.О. под влиянием социально-культурной группы у личности развиваются желательные музыкальные интересы. Метод классификации. Процесс перевода неосознанного в осознанное. Непосредственно связи с культурно-просветительной деятельностью младшего педагогического звена. Метод деятельного воздействия наиболее эффективен в процессе формирования музыкального восприятия. Основная задача заключается в формировании мотивирующей готовности слушателя осознанному выбору и освоению ценностей музыкальной культуры. Метод идейно-эмоционального воздействия. Особое место занимают средства массовой коммуникации: теле-, радио-, и видеотехника. Важная роль педагога в воспитании музыкального вкуса - информация о композиторе, эпохе, идейном содержании, приобщение к высоким классическим образцам ит.д.



Сейчас читают про: