Предмет, задачи и структура профессиональной музыкальной педагогики.
Предметом проф.муз педагогики является исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем музыкального воспитания, как специально организованного педагогического процесса, раскрывает влияние музыкального воспитания на формирование личности.
Музыкальная педагогика – это 1) наука о воспитании человека средствами музыкального искусства в ходе музыкально-творческой деятельности. 2) система профессионального обучения музыкантов, которая обеспечивает планомерный процесс получения знаний и навыков, необходимых для музыкальной деятельности. Педагогика может быть представлена как педагогика художественного творчества, включающая различные виды искусства. Музыка является средством эстетического воспитания личности и целью учебно-творческой деятельности.
Цель курса - формирование научно обоснованных представлений о законом-тях процесса муз. воспитания и обучения человека, становления и развития образованной, творческой, разносторонне мыслящей личности. В широком смысле муз. педагогика – как педагогика художественного творчества, кот. включает специфику обучения разным видам искусства.
|
|
Задачи музыкально-образовательного процесса: -образовательные, развивающие, воспитывающие:
1. Овладение знаниями по истории становления системы воспитания и образования, по теории музыкального воспитания и развития личности, по организации процесса муз. воспитания и обучения.
2. Формирование основ педагогического мастерства педагога.
3. Воспитание устойчивого интереса к профессии педагога – музыканта и стремление к педагогическому самообразованию.
Структура: Курс муз.педагогики делится на 4 раздела: 1)теория(эстетическое воспитание); 2)история муз.воспитания и образования; 3)дидактика(теория обучения); 4)пед.мастерство.
Категории ПП и её взаимосвязь с другими науками.
Основными категориями проф.пед являются:
А)Музыкальное воспитание -целенаправленное и систематическое развитие способностей к определенному виду искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости человека к данному виду искусства, воспитание способности понимать и переживать его содержание. Осуществляется двумя путями:-в процессе восприятия произведений искусства; -в процессе исполнения этого произведения искусства. Под целями муз.воспитания в широком смысле слова следует понимать те заранее определяемые результаты в подготовке юных музыкантов, которых стремимся достигнуть в процессе муз.-воспит. работы. В узком-развитие личности и ее муз.способностей. Целями музыкального воспитания и образования является формирование муз.культуры, как части общей культуры личности. Б) Музыкальное образование -система подготовки профессионалов в области определенного вида искусства, а также в подготовке педагогов по различным специальностям. Муз.образование рассматривается в 3х планах: 1 -образовательная система-сложный соц.институт, включающий различные элементы и связь между ними подсистемы, управление, организация, кадры. Характеризуется целью, содержанием, уч.планами, программами. 2 -образование как процесс-связан с обучением и воспитанием. 3 -как результат процесса-является сам человек, личность, который прошел обучение в определенной образовательной системе и характеризуется уровнем образованности (документ об образовании). В) Музыкальное обучение –целенаправленный, организованный процесс овладения знаниями, навыками, умениями под управлением преподавателя. Г) Музыкальное развитие – это переход в новое качественное состояние способностей человека к определенному виду искусства, формирование личностных свойств, познавательных процессов под воздействием определенного вида искусства. Д) Музыкально-творческая деятельность –процесс преобразования окружающей действительности по законам красоты средствами искусства. Формы муз.-творч. Деятельности:слушание музыки; исполнительская деятельность; познавательная творческая деятельность; пропаганда активная своей деятельности. Виды: создание, исполнение, восприятие и анализ муз. произведения.
|
|
Связь с другими науками. Муз. эстетика как основа муз.педагогики. Изучает закономер-ти развития муз. как вида искусства, влияет на определение целей и задач, содержание курса. Связь с психологией: общая психология - закономер. психики ребенка, решает проблемы развития муз. восприятия, творч. и муз. способностей чел. Психология муз-творч. деят-ти изучает законы композиторского творч-ва, их проявление в восприятии и исполнении. Псих. муз. обуч. и воспит. - проблемы методов работы с учеником и управл. муз. коллектиом. Муз психотерапия изуч. использ. музыки в лечебных целях. С физиологией - особ-ти строения детского организма и исполнит. аппарата музыканта. С общей пдгкой - опора на ее дидактич. принципы и законы.