Музыкально-эстетическое воспитание на белорусских землях в эпоху Возрождения и Просвещения

Эпоха Возрождения (Ренессанса)(14-16вв.) является временем расцвета всех видов искусств и обращения их деятелей к античным традициям и формам. Ренессанс имеет неравномерные историко-хронологические границы в разных странах Европы. В Италии он наступает в XIV веке, в Нидерландах начинается в XV столетии, а во Франции, Германии и Англии его признаки наиболее отчетливо проявляются в XVI веке.Художественная культура Ренессанса — это личностное начало с опорой на науку. Необычайно сложное мастерство полифонистов XV–XVI веков, их виртуозная техника уживались вместе с ярким искусством бытовых танцев, изысканностью светских жанров. Все большее выражение в произведениях получает лирико-драматизм. Отличительные черты:-- светский хар-р,--гуманизм,--Возвращение к античным ценностям.

К 16в. В Европе открыто 70 университетов,на славянских землях—Пражский(1348г.),Краковский(1364г.) Окончательно складывается проф. муз. иск-во,где закрепляются светские жанры. В Беларуси появляется нотопечатание --- во 2-ой пол.16в.(Вильнюс,Несвиж) Складывалась система общеобразовательных учреждений разных конфессий (братские школы,католические и протистантские школы)Развивалась хоровая и инструментальная музыки. Создавались различные театры—школьные,крепостные. Владение несколькими инструментами было обязательным.

Эпоха Просвящения(17-18вв). Худ.течения:---борокко,---классицизм. Борокко- контраст,напряжённость,стремление к пышности. Классицизм- утверждение всеобщего порядка,чувства подчиняются сознанию;дух.сила сочитается с рационализмом. Развивается любительская и самодеятельная формы муз. иск-ва.Основными центрами муз.культуры остаются конфессиональные храмы,где звучит как религиозная,так и светская музыка.Провославная музыка-центр хорового пения;в униацких и каталических храмах звучала инструментальная музыка.Светская музыка звучала в исполнении музыкантов-любителей.Появление музыки и в армейской жизни. 2-я половина 18в.-получили своё развитие концертно-театральные жанры музыкального иск-ва(скоморохи,батлейки). Игра на лютне,гитаре,органе,оркестровое исполнительство(создавались инструментальные капеллы),создавались школьные театры, муз.школы(Несвиж). Обучение было бесплатным.Обучали муз. грамоте. К кон.18в. на белоруских земляхпроизошло становление системы профессионального муз. образования и муз. воспитания(Дадиомова).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: