Внушение как способ коммуникативного воздействия педагога

Различные виды внушения обогащают арсенал средств педагогического воздействия, дают учителю возможность наиболее тонко и тактично осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Причем эти чувства вызываются не смысловым значением слова, не содержанием и логикой речи, вернее, не столько этим, сколько самой интонацией слова и речи, их яркостью, выразительностью, а также подкрепляющими их жестами, мимикой, дви­жениями, которые непосредственно воздействуют на эмоции ре­бенка».

Виды внушения 1. В зависимости от источника вну­шающего воздействия различают: а) внушение - действие, про­изводимое другим человеком, и б) самовнушение - объект внуше­ния совпадает с его субъектом. 2. В зависимости от состояния субъекта внушения различают: а) внушение в состоянии бодрствования; б) внушение в состоянии естественного сна; в) внушение в гипнотическом состоянии. 3. В зависимости от наличия или отсутствия у внушающего це­ли воздействия и осознанного применения усилий для ее дости­жения различают: а) преднамеренное и б) непреднамеренное вну­шение.

Формы педагогического внушения и условия их эффективности Довольно типично для школы использование преднамеренного открытого внушения (его еще называют прямым внушением), которое реализуется через такие формы, как команды, приказы и внушающие наставления. Команды и приказы способствуют выработке у школьников действий, выполняемых автоматически, т. е. практически без контроля со стороны сознания. Условно все приказы и команды, используемые в учебно-вос­питательной практике, делят на следующие типы:1. Предварительные или мобилизующие («Внимание! Приготовиться!»), задача которых - автоматическая, мгновенная мобилизация к какому-нибудь действию. 2. Исполнительные («Равняйся! Смирно! Вперед! Стой!»), большинство которых - так называемые строевые команды.3. Запретительные («Прекратить! Оставить!»), призванные тормозить совершение тех или иных действий. 4. Действия по образцу («Делать, как я!», «Повторять за Ивановым!»), ориентирующие учеников на точное копирование тех или иных действий. Давая ребятам задание на совершение того или иного дейст­вия, учитель обязательно должен учитывать, что точное, безукоризненное выполнение команд является результатом длительной, кропотливой работы, формирующей у ребят соответствующие на­выки их выполнения. Применение команд в школьной практике носит довольно ограниченный характер. Более широко применя­ется внушающее наставление, которое отличается от команд и приказов тем, что используется для решения более сложных задач - перестройки сложившихся установок, формирования готов­ности к требуемым действиям. При отсутствии надлежащей техники попытки учителя осуществить внушение будут явно нерезультативными или, что еще хуже, вызовут смех у учеников. Часто эффективность внушающего воздействия зависит и от таких «мелочей», как постановка голоса, взгляд, движение. Так, при проведении внушающего наставления жест и мимика должны подкреплять содержание словесного воздействия и его интона­цию, а не противоречить им. Практическое применение внушающих воздействий должно ба­зироваться на таких качествах, как управление эмоциями, умение подобрать точную форму для выражения своих чувств или для выполнения соответствующей педагогической задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: