Глава 14. Сущность и структура познавательного процесса

Решись быть мудрым! Имей мужество воспользоваться

собственным умом! – Таков,…девиз Просвещения!

Иммануил Кант

1. Познание как предмет философского анализа. 2. Субъект и объект познания. 3. Виды познавательной деятельности. 4. Чувственное и рациональное познание. 5. Формы чувственного познания. 6. Рациональное познание. 7. Формы мышления. 8. Выводы и вопросы для самоконтроля.

Учение о способности человека познавать мир, сознательно воздействовать на окружающую действительность, на процессы природы и общества является одним из важнейших в любой философской школе, поскольку оно связана с решением основного вопроса философии. Сложность и противоречивость современного процесса познания, многообразие школ и концепций выдвигают необходимость рассмотрения специфики философского подхода к познавательной деятельности.

И, прежде всего, рассмотрим познание как предмет философского анализа.

Познание - специфическая деятельность, обусловленная общественно-исторической практикой, направленной на приобретение и развитие знания, его углубление и совершенствование. По своей специфике познание ориентировано на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями.

Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит объективные закономерные связки реального мира. Термин «знание» в философской литературе употребляется в нескольких смыслах;

• знание как гносеологическая форма отношения человека к действительности;

• знание как способности, умения, навыки;

• знание как проверенный практикой результат познания.

Теория познания (или гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Термин «гносеология» происходит от греческих слова gnosis - знание и 1оgos - понятие, учение, т.е. «учение о знании». И хотя cам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно шотландским философом Дж.Феррером (в 1854г.), учение о познании разрабатывалось со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.

Вопрос о познаваемости мира, о путях и способах его познания является предметом дискуссий между представителями гносеологического оптимизма, с одной стороны, и скептицизма, агностицизма - с другой.

Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира,. Примером оптимистического взгляда на познание является позиция Гегеля, выраженная в словах: «У скрытой и замкнутой вначале сущности вселённой нет силы, которая могла бы противостоять дерзанию познания; она должна раскрыться перед ним, показать ему богатства и свои глубины и дать ему наслаждаться ими[35]».

Агностицизм есть философское учение, отрицающее возможность получения человеком достоверного знания о сущности вещей. Агностицизм можно обнаружить в смягчённом варианте уже в античной философии, в частности у Протагора, софистов, скептиков.

Наиболее же последовательно в истории философии агностицизм проведен в системе Д.Юма которому во многом последовал И.Кант. Обнаруживаются две разновидности агностицизма:

• учение о непознаваемости всего, что выходит за пределы чувственно воспринимаемого бытия (непознаваемы законы природы и общества, сущности вещей и т.д.);

• учения о непознаваемости вещей даже на уровне чувств, то есть как явления, феномена. Такие учения для обозначения конечных результатов нашего познания используют понятия «видимость», «кажимость».

Гносеологическими корнями агностицизма является возведение в абсолют относительности; несовершенства и изменчивости наших знаний. Агностицизм вырастает из сложности процесса познания и исполнен тревоги перед лицом этой сложности. Ему присущи определенные социальные корни. Тенденция к скепсису и агностицизму в философии существует всегда, но в массовое явление агностицизм превращается я эпохи нисходящего развития или временного острого кризиса той или иной страны, цивилизации в целом.

Генетически связан с агностицизмом скептицизм (от греч «скептикос» - размышляющий, исследующий) - позиция сомнения в истинности положений, уже давно, ставших общепризнанными постулатами, дожа аксиомами. В истории философии и культуры в целом скептицизм играет двоякую роль: с одной стороны, он позитивно сказывается на преодолении кризисов, возникающих в той или иной отрасли конкретного знания или философии в периоды радикального обновления господствующих парадигм и теоретических моделей; другой стороны, он может перерасти в то, о чем уже было сказано, в агностицизм.

Познание имеет свой субъект и объект Познавательная деятельность предполагает раздвоенность мира на субъект и объект познания.

Исходное понятие гносеологии – «субъект познания». Субъект познания - это носитель человеческой творческой активности, направленной на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний. В роли субъекта познания выступают:

• индивид (отдельный человек);

• социальная группа (коллектив лаборатории, научно-исследовательского института, академии наук и др. научное сообщество целом);

• человеческое общество (совокупность ныне живущих людей, необходимым уровнем жизнедеятельности которых являются познавательные процессы);

• человечество (совокупность ныне живущих и живших ранее поколений людей чьи знания используются в настоящее время).

В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания понимается природная, социальная и духовная реальность, на что направлена познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непознанное и непонятное. Предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли.

Так, человек является объектом изучения многих наук - биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них «видит» человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина - его недуги и способы их лечения и т.д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, т.е. он формируется под углом зрения исследовательской задачи.

Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.

В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.

Познание человеком объектной реальности происходит в различных видах и определенных формах:

Первый вид познавательной деятельности - это так называемое обыденное или индивидуальное познание, которое формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного и обобщения, усвоения общественно значимого знания. Специфика этого знания заключается в том, что его содержание прежде связано со знанием, информацией об единичных объектах и ситуациях.

По форме оно является преимущественно образным, хотя элемент логического, рационального в нем тоже присутствует. Оно представляет информационно самую емкую форму знания.

Второй вид познавательной деятельности - научное познание. Оно отличается от повседневного, обеденного, индивидуального, прежде всего, споим предметом. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое, поскольку основным предметом научного познания является знание законов. Научное знание по форме всегда сконцентрировано в общих понятиях, т. е. в науке доминирует логическое, понятийное знание и, более того, системное понятийное знание.

Третий вид познания - философское, которое тоже является видом научного познания, но отличается двумя важными моментами: предметом этого знания является не просто общее, а универсально общее, всеобщее, т.е. существенная универсальность; философское знание всегда является мировоззрением, и поэтому оно не может не содержать в себе оценки познаваемого. Оценка познаваемого - это обязательный элемент данного вида познания.

Четвертый вид – художественное познание. Специфика его состоит в том, что оно в своей основе является образным и наглядным и поэтому близко к обыденному познанию. Однако по своему предмету оно содержит общее и необходимое, т.е. типическое, и этим сближается с наукой, ограничиваясь при этом сферой своего предмета - человеком и человеческими отношениями. С философским познанием его сближает оценочный характер. Более того, для художественного познания оценка имеет первостепенное значение.

Все эти виды познавательной деятельности тесно взаимосвязаны. Так научное знание невозможно без философского, а философское базируется на частнонаучном, и, наконец, художественное творчество, художественное познание активизирует все формы знания и является важным моментом, не всегда осознаваемым, но обязательным для всех видов познавательной деятельности, В основе всех лежит обыденное, повседневное знание. Без связи с повседневным, обыденным опытом не имеет смысла никакое другое знание.

Анализируя процесс знания, мы обнаруживаем, что в нем принимают участие и наши органы чувств, и наше мышление. Следовательно, в сложном познавательном процессе имеет место чувственное и рациональное познание. Соответственно и познание наше подразделяется на чувственное, с одной стороны, и рациональное, логическое, т.е. мышление с другой. Проблема соотношения чувственного и рационального, роли каждого из них в познании объективного мира на протяжении ряда веков была одним из полей серьезной конфронтации в философии. В ходе этого противоборства выделились две исключающие друг друга концепции решения этой проблемы.

Одна из них, сенсуализм (от лат. sensus - чувство, ощущение), абсолютизирует роль органов чувств в познании. Все, что мы познаем, считают сенсуалисты, познается только при помощи органов чувств, мышление же в лучшем случае только суммирует эти знания.

Сенсуализм в подавляющем большинстве случаев представлен материалистами (Т. Гоббс, Дж. Локк французские материалисты ХVIII века, Л.Фейербах), в естествознаний и других конкретных науках к нему тяготеет так называемый эмпиризм, считающий, что содержание нашего знания может быть сведено к описанию чувственного опыта, чувственного познания: («эмпирка» в переводе с греч. - опыт).

Сенсуализму в истории философии противостоит рационализм (от лат. ratio - разум), который абсолютизирует роль мышления, рационального познания и сводит к нулю познавательные возможности и способности органов чувств. Органы чувств, считают рационалисты, ни в коей мере не ведут нас к истине, каковую мы познаем прямо и непосредственно разумом. Нетрудно обнаружить что рационализм (а к нему принадлежали Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Г.Гегель) по природе своей идеалистичен, ибо он игнорирует те единственные силы, по которым человек может получать первичную информацию об окружающем мире, и тем самым отрывает наши знания от нашей практики. В частных науках рационализму, как правило, соответствует схоластика, для которой как раз и характерен отрыв познания от практики. Что же такое чувственное познание?

Чувственное познание - это процесс, который осуществляется посредством органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Часто в философской литературе чувственное познание называют «живым созерцанием». В обычном понимании «живое созерцание» - это зрительное восприятие вещей и явлений. В философском осмыслении, т.е. в теории познания, оно является синонимом чувственного познания и включает в себя три формы – ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Это элементарный, далее неразложимый психический познавательный процесс. Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Каждое ощущение отражает одно из свойств воспринимаемого объекта и возникает только при непосредственном контакте с ним человека. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа - восприятия.

Восприятие - это целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Среди последних наиболее важными считаются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Восприятие таким образом, сохраняет одну из главных характеристик ощущения - наличие непосредственного контакта с воспринимаемым предметом.

Чувственное познаниене ограничивается только непосредственными восприятиям предметов и явлений. В результате многократных, воздействий предметов на органы чувств в мозгу человека сохраняются определенные следы. В дальнейшем эти следы могут непроизвольно или преднамеренно оживляться. Речь идет о представлениях - третьей, высшей форме чувственного познания. Представление есть воспроизведение в сознании чувственного образа ранее воспринимавшегося предмета. Представление в одних отношениях беднее, а в других - богаче восприятия, которое также дает нам образ предмета в его целостности. С одной стороны, поскольку представление дает нам образ отсутствующего сейчас предмета, то оно не обладает характерной для восприятия степенью яркости и отчетливости, не несет в себе столько красок и деталей. Но, с другой стороны, оно богаче восприятия, ибо носит обобщенный характер, фиксирует прежде всего общие характерные черты предметов (в той мере, в какой это возможно в чувственных образах). В этом плане представление является переходной к рациональному формой чувственного познания, в нем в зародыше содержится, элемент абстракции, отвлечения от второстепенных черт предмета.

Рациональное познание - это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Рациональное познание покоится на способности логического мышления. Оно включает в себя два типа логического мышления – рассудок и разум.

Рассудок - тип логического мышления, который оперирует данными опыта в, пределах сложившихся знаний в строгом соответствии с установленными правилами. Рассудку присуща жесткая определенность, строгость утверждений, тенденция к упрощению, формализации, схематизму. Рассудок приводит знания в систему и способствует приспособлению человека к стандартным условиям, в особенности при решении утилитарных задач. Ему свойственна негибкость, категоричность. Неспособность выйти за рамки четко определенной задачи.

Разум производит знания более глубокого и обобщенного характера.Он схватывает объект в единстве противоположностей, ему свойственна гибкость, он обеспечивает получение нетривиальных, нестандартных творческих решений. Разум способен анализировать не только данные чувственного опыта, но и подвергать суду критики собственные решения. Основное отличие разума - выход за пределы, ограниченные познавательной задачей, внеутилитарность и новизна результатов. Важно, однако, подчеркнуть, что рассудок дополняет разум, выполняя рутинную нетворческую работу мышления.

Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление - процесс познавательной деятельности, для которого характерны создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Мышление осуществляется в тесной связи с языком, выполняющим функцию его инструмента, и речью, в которой мысль воплощается.

Формы мышления (логические формы) - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. Эти формы мышления имеют несколько общих характеристик:

• присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений);

• связанное с этим отвлечение от их единичных свойств;

• опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации);

• непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли);

Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Например, в определении, «человек есть животное, делающее орудия труда» выражен такой существенный признак человека, который отличает его от всех других представителей животного мира, выступает фундаментальным законом существования и развития человека как родового существа.

Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира. Наиболее общие понятия – это философские категории. Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов («самолет», «автомобиль», «восстание» и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов («экономические отношения», «элементарные частицы» и др.).

Суждение - форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Таким образом, если понятия отражают совокупность существенных признаков предмета, то суждения отражают отношение между предметами (или их признаками). Суждение придаёт человеческой мысли законченную форму. Грамматически суждение выражается в повествовательном предложении.

Как бы ни различались суждения по своему содержанию им присуща общая структура, т.е. они одинаково построены по форме. Возьмем для примера три суждения: «Россия - страна богатых культурных традиций», «Байкал - крупнейшее в мире хранилище пресной воды», «Студенты обязаны сдавать экзамены». Каждое из них состоит из субъекта суждения (Россия, Байкал, студенты), предиката суждения, включающего в себя то, что говорится о субъекте (страна, крупнейшее хранилище, обязаны сдавать экзамены) и связки (есть, суть, является), причем связка нередко опускается и выражается посредством тире.

Понятие и суждение выступают «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения мышления от одних суждений и понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании.

Умозаключение есть форма мышления, позволяющая из известных нам суждений вывести новое суждение. Например, из двух суждений: Все студенты ходят на занятия. И Пирогов – студент. Можно сделать вывод, что Пирогов ходит на занятия.

В науке, особенно в современной, умозаключение является чрезвычайно важной формой получений нового знания. Благодаря умозаключению нам нет необходимости каждое свое суждение основывать непосредственно на данных фактах. Если бы умозаключение не давало возможности получить новое знание, то человек, например, никогда не смог бы проникнуть в мир атома. Вспомним, что вывод о неделимости атома был получен не на основе опытного наблюдения, а в порядке умозаключения.

Процессу познания свойственен творческий характер. Творчество - эта человеческая деятельность, приносящая новые материальные и духовные ценности. В процессе творчества зарождается нечто качественно новое отличающееся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Разновидностью творчества выступает техническое творчество. Техническое творчествокак одна из важнейших составляющих человеческой культуры направлено на создание новых, более эффективных средств производства. Разновидностями технического творчества являются изобретательство, рационализаторство, проектирование, конструирование, дизайн.

Если конечным продуктом, венцом творческой деятельности в науке является открытие, то в технике - изобретение. Открытиекасается явления, закона, живого существа, которое уже существовало, но которое раньше не было известно. Колумб открыл Америку, но она существовала и до него. Франклин изобрел громоотвод, который ранее не существовал.

В настоящее время открытие редко не сопровождается изобретениями, и наоборот, поскольку всякое продвижение в глубь вещества, расширение сферы познания требует все новых и новых технических средств, а создание таковых имеет свой предел при использовании лишь старых запасов знаний. Поэтому научные исследования неразрывно связаны с инженерной деятельностью.

Изобретением признается техническое решение задачи, обладающее новизной, неочевидностью и производственной применимостью. Объектами изобретений могут быть устройства, способ (включая микробиологический, а также способы лечения, диагностики и профилактики), вещество (включая химическое и лечебное), штамм микроорганизма, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма микроорганизма по новому назначению.

Не признаются изобретениями научные теории, методы организации и управления хозяйством, условные обозначения, расписания, правила, схемы и методы выполнения умственных действий, алгоритмы и, программы для вычислительных машин, проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий, предложения, касающиеся лишь внешнего вида зданий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей.

Особой разновидностью технического творчества является рационализаторская деятельность. Рационализация не претендует на принципиальную новизну, когда созданный объект не известен на предшествующем уровне науки и техники.

Смысл рационализации – в усовершенствовании, введении более целесообразной организации производственного процесса в соответствие с общественными запросами. Потребность в рационализации возникает, как правило, при недостаточном использовании возможностей технического объекта.

Проектирование - инженерная деятельность по созданию проекта, т.е. прообраза предполагаемого технического объекта (системы). В процессе проектирования происходит предварительное исследование и разработка будущего технического объекта на уровне и других проектных знаковых средств без непосредственного обращения к изготовлению изделия в материале и испытания его опытных образцов.

Конструирование - инженерная деятельность, заключающаяся в создании, испытании и отработке опытных образцов различных вариантов будущего технического объекта (системы). Оно сопровождается расчетами, операциями анализа и синтеза, учетом таких званий, как простота и экономичность изготовления, удобство пользования, соблюдение определенных габаритов, имеющихся конструктивных элементов. На основе опытного образца конструктор, подключающийся к проектированию на его заключительной стадии, рассчитывает конкретные характеристики, учитывающие специфику изготовления объекта на данном производстве.

Дизайн - проектно-художествеиная деятельность по созданию технических объектов, обладающих эстетическими свойствами. В дизайне интегрируются художественное конструирование изделий, моделирование жизнедеятельности пользователя этими изделиями и моделирование связей «человек – культура» (мода, стиль, потребительские ценности и пр.). В силу этого деятельность дизайнера непосредственно связана с широким использованием достижений технических, естественных и гуманитарных наук.

Каждый инженер должен владеть методами технического творчества. Разумеется, было бы наивным надеяться на отыскание надежного и универсального способа решения технических задач, конструирование некоего алгоритма, который позволил бы без особого труда делать открытия, изобретения. Вместе с тем разрабатываются методы поискового проектирования и конструирования. Возникает новая научная дисциплина - техническая эврилогия. Она убедительно иллюстрирует тот факт, что техническое творчество - диалектический процесс, описание которого требует овладения такими понятиями, как диалектическое противоречие, мысленный эксперимент, идеализированный объект и т.д.

Выводы:

1. Проблемы познания исследуют 'многие науки (логика, психология, социология и т.д.). Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности.

2. Познание - это духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Как вид человеческой деятельности познание включает в себянеобходимые элементы: объект и субъект познания, средства и методы познания, результат, т. е. знание и его оценка.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое знание и познание?

2. Что мыслится под понятиями «субъект познания» и «объект познания»?

3. Какими познавательными способностями наделен человек?

4. Какие виды познания Вам известны?

5. Почему сенсуализм в истории философии, гак правило, тяготеет к материализму, а рационализм - к идеализму?

6. Какие формы чувственного и рационального познания Вам известны?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: