Оценка знаний, умений и навыков

Проверенные учителем знания должны быть оценены. В советской школе принята пятибалльная система оценки: «отлично» («5»), «хорошо» («4»), «посредственно» («3»), «плохо» («2») и «очень плохо» («1»). Она является единой для всей страны. Важно иметь в виду, что один и тот же уровень знаний учащихся должен оцениваться одинаково во всех школах. Этого можно добиться в том случае, если учителя будут хорошо знать и соблюдать в своей работе требования к знаниям учащихся. Приведем наиболее важные из них.

1. Ученик, изучая основы наук, должен знать факты, явления и быть в состоянии дать им правильное, научно достоверное объяснение.

2. Ученик должен овладеть научными понятиями, законами, теоремами, правилами, уметь пользоваться ими при объяснении новых фактов, при решении различных вопросов и практических задач.

3. В своих ответах ученик должен показать максимальную ясность, точность мысли, умение отстаивать свои взгляды, защищать их.

4. Знания ученика должны иметь практическую значимость.

5. Необходимо соблюдать требования к устной и письменной речи учащихся.

Устные ответы должны быть полными, логичными, доказательными. Письменные работы выполняются с точным соблюдением указаний учителя, аккуратно оформляются. Те же требования предъявляются и к практическим работам учащихся: они выполняются с точным соблюдением инструкций, тщательно и аккуратно.

На основе обших требований формулируются критерии и нормы оценок. Они по каждому предмету различны.

Исходным документом в оценке знаний является программа, в которой для каждого года обучения точно очерчен объем знаний, умений и навыков. В зависимости от того, как ученик знает программный материал на том или ином этапе обучения, он и получает соответствующую оценку.

Чтобы не допускать ошибок в оценке, нужно очень хорошо знать программу и объем требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся для каждого года обучения. С этими требованиями надо постоянно знакомить и учащихся.

Критерии оценки разрабатываются для каждого предмета, исходя из его особенностей.

В связи с использованием поурочного балла как вида оценки знаний сложилась практика выставления оценки обязательно в конце урока. Однако такая практика не может быть признана правильной с точки зрения требования индивидуального подхода к оценке знаний. В каждом классе есть дети, которые регулярно занимаются, хорошо знают материал и всегда готовы к ответу. Таким учащимся надо выставлять оценку сразу после ответа. Невнимательных, недисциплинированных можно, наоборот, предупредить о том, что учитель наблюдает за их работой и в конце урока намерен выставить оценку. Это подтянет и организует их.

Во всех случаях при выставлении итоговой оценки надо использовать не только полученные отметки, но и результаты наблюдений за работой ученика, качество его практических работ.

В дидактике сформулированы правила оценки знаний, умений и навыков учащихся. Будущему учителю надо хорошо знать и научиться применять их в учебной работе.

1. Следует рассказать учащимся о своих требованиях, показать на примере ответов учащихся, какие знания являются посредственными, хорошими, отличными.

2. При оценке обязательным является анализ ответа ученика и указание, на что ему надо обратить внимание при повторении материала.

3. Важно поощрять учащихся при оценке, но не следует поощрять одних и тех же. Приходится отмечать, что некоторые учителя, составив определенное мнение об учащихся, перестают быть объективными и нередко завышают оценки хорошим ученикам. Слабые же ученики у таких учителей, как правило, не получают хороших оценок. Дети очень быстро понимают, что учитель не объективен, и перестают старательно учиться.

Проблемы в оценивании знаний учащихся.

В большинстве школ самой большой проблемой при оценке знаний учеников является то, что учителя не всегда могут проявлять беспристрастность и быть справедливыми. Учитель должен выступать в качестве честного и беспристрастного экзаменатора, который во время оценивания знаний школьника руководствуется только шкалой отметок и качеством ответа. Но, к сожалению, большинство преподавателей очень часто следуют собственным чувствам и эмоциям, ставя высокие отметки тем, кто им нравится и отмечая знания низкими оценками тех, кто пришелся им не по душе.

Данная проблема требует очень тщательного рассмотрения на уровне руководства школ, так как часто приводит к серьезным последствиям – многие способные и талантливые ученики перестают верить в себя, не могут поступить в вузы из-за наличия негативных отметок в аттестате. Также есть проблема, когда из-за неприязни учителя и неадекватного оценивания ним знаний ученика школьник на всю жизнь формирует негативное отношение к тому или иному предмету.

Сложность решения проблемы заключается в том, что, как правило, довольно трудно отличить предвзятое отношение к ученику от адекватного и оправданного. Дети часто пытаются замаскировать свое незнание и нежелание учиться жалобами на учителей, не могут определить, когда на них начинают давить и поведение учителя становится неприемлемым. Поэтому в школах стран постсоветского пространства постепенно начинает вводиться практика помощи психологов – только специалист сможет вовремя помочь ребенку, определить причины его плохой успеваемости, выявить проблемы в работе того или иного учителя.

Довольно распространенной проблемой оценивания учеников является коррупция. Даже в общеобразовательных школах учителя часто ставят оценки тем ученикам, родители которых заблаговременно позаботились о хорошем аттестате ребенка. И если в провинциальных школах, к примеру, которые входят в регион 34, такие случаи отмечены редко, то в столичных общеобразовательных заведениях коррупция не является чем-то необычным. Особенно это касается частных элитных учебных заведений, где родители ежегодно делают взносы, оказывают спонсорскую помощь, надеясь на благосклонность учителей к ребенку.

Сложности в правильном оценивании знаний учеников возникают и из-за разного уровня преподавания в тех или иных заведениях. Если в случае высших учебных заведений уровень преподавания и квалификации определен достаточно четко, то выпускники школ получают абсолютно одинаковые аттестаты, независимо от того, где именно они учились. А уровень знаний при этом очень сильно может отличаться – плохая оценка в элитной московской гимназии все равно скажет о более глубоких знаниях, чем «отлично» в провинциальной школе, что не вполне справедливо и требует разработки системы оценивания, которая бы учитывала уровень преподавания в заведении.

12. Информатизация образования. Информационные технологии в образовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: