Государственный образовательный стандарт. Система образования в Российской Федерации – совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и

Система образования в Российской Федерации – совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательные стандарты – это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В Российской Федерации они введены по Закону об образовании (1992 г.). Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности.

Основные задачи образовательных программ: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основ для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных образовательных программ.

В Российской Федерации образовательные программы бывают двух типов:

1) общеобразовательные;

2) профессиональные.

К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования. Образовательные программы являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.

К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов.

Обязательный минимум содержания каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Образовательные программы реализуются во всех типах образовательных учреждений и учреждений профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домах, школах-интернатах и др.). Учащиеся, не освоившие образовательных программ учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на педагога или продолжают обучение в форме семейного образования.

На основе образовательных стандартов разрабатываются учебно-методические документы, ориентированные на различные технологии обучения.

10. Методы и средства обучения. Их классификация в современной дидактике.

Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание.

Причина недостаточного внедрения методов обучения, обеспечивающих творческое применение знаний, является слабая разработанность теоретической концепции методов обучения.

Классификации методов обучения различны.

В зависимости от того, как действует ученик в обучении, можно выделить:

1) активные методы;

2) пассивные методы.

Деление методов, связанных с живым словом учителя, по источнику передачи и приобретения знаний включает:

1) словесные методы;

2) практические методы.

Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.

Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения подразделяются следующим образом:

1) на эвристические;

2) на исследовательские;

3) на объяснительно-иллюстративные;

4) на проблемные;

5) на репродуктивные.

По дидактическим целям методы обучения разделяются на несколько видов:

1) методы приобретения новых знаний;

2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;

3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Классификация, предложенная Ю. К. Кабанским, основана на кибернетическом подходе к процессу обучения и включает три группы методов:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации;

3) методы контроля и самоконтроля

Функции методов обучения подразделяются следующим образом:

1) обучающая;

2) развивающая;

3) мотивационная;

№ п/п Основные группы методов обучения Основные подгруппы методов обучения Отдельные методы обучения
  Методы стимулирования и мотивации обучения 1.1. Методы формирования интереса к учению Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.
1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении Методы учебного поощрения, порицания, предъявление учебных требований и др.
  Методы организации и осуществления учебных действий и операций 2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств): Словесные методы Лекция, рассказ, беседа и др.
Наглядные методы Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.
Аудиовизуальные Сочетание словесных и наглядных методов
Практические методы Методы упражнений, проведения опытов, выполнение трудовых заданий и др.
2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) Индуктивные, индуктивные, метод аналогий и др.
2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций) Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, обьяснение, практическая тренировка и др.)
2.4. Методы самоуправления учебными действиями Самостоятельная работа с книгой, с приборами, обьектами труда и др.
  Методы контроля и самоконтроля 3.1. Методы контроля Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля, машинного контроля. Методы самоконтроля

Классификация методов обучения.

Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:

· методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, метод иллюстрации демонстрации при устном изложении изучаемого материала (вербальные методы);

· методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

· методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

· методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

· методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестирование;

Рассказ - это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем и активизации познавательной деятельности учащихся.

Под школьной лекцией следует понимать такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Рассказ, школьная лекция, объяснение относятся к числу монологических или информационно-сообщающих методов обучения.

Беседа же является диалогическим методом изложения учебного материала. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению, к анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений.

Сущность метода иллюстрации и демонстрации состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, и выступать в качестве источника новых знаний.

При устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала. Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащихся при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее. Весьма существенное значение имеет также умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным.

Важнейшие приемы изложения нового материала:

· постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся

· изложение материала учителем с применением иллюстраций и демонстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности школьников

· обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей.

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения (по Б.П. Есипову) это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий.

Лабораторные работы - это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Сущность метода упражнений состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем - пяти школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы подготовленные заранее на отдельных листках (карточках).

Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в том числе объекты, искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

По составу объектов средства обучения делятся на две группы.

1. Материальные средства обучения. Это учебники, пособия, таблицы, макеты, модели, учебно-технические средства, помещения, мебель, учебно-лабораторное оборудование, расписание, средства наглядности и т. п.

2. Идеальные средства обучения. Это чертежи, условные схемы, диаграммы, произведения искусства, речь, письмо и т. п. Материализация – средства представлены в виде абстрактных символов. Вербализация – средства представлены в виде речевого изложения.

По субъекту деятельности средства обучения делятся на две группы.

1. Средства преподавания. Например, оборудование демонстрационного эксперимента. Такими средствами пользуется учитель для объяснения и закрепления учебного материала.

2. Средства учения. Например, оборудование лабораторного практикума. Такими средствами пользуется учащийся для усвоения новых знаний.

Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации. К ним относятся:

· учебные кинофильмы;

· диафильмы;

· компьютеры;

· магнитофонные записи;

· грамзаписи;

· радиопередачи;

· телепередачи и т. д.

Технические средства обучения можно разделить на следующие виды:

· информационные;

· комбинированные;

· тренажеры;

· средства контроля знаний;

· аудиовизуальные средства.

Функции технических средств обучения:

· повышают эффективность и качество обучения;

· способствуют интенсивности учебного процесса;

· развивают у учащихся больший интерес к знаниям;

· являются источником, и мерой учебной информации;

· способствуют проведению контроля и самоконтроля знаний.

11. Проверка и оценка знаний учащихся. Проблемы в оценивании знаний учащихся.

Проверка — важное средство не только предупреждения забывания, но и более прочного усвоения знаний. В ходе проверки учитель стремится выяснить не только сам факт усвоения знаний детьми, но и насколько правильно воспринимают они материал, умеют ли мыслить, запоминать. Учитель устанавливает также отношение ученика к изучаемому материалу, влияющее на формирование его взглядов, убеждений.

По результатам проверки школа, учителя отчитываются перед государством. Таким образом, проверка знаний не может рассматриваться в качестве формального учета успеваемости, она — важное звено целостного процесса усвоения знаний, умений и навыков. В соответствии с теми данными, которые получил учитель в ходе проверки, он намечает систему дальнейшей работы по изучению материала.

При правильной подходе к проверке и оценке знаний оценка может стать важным средством управления учебной деятельностью учащихся, интенсификации их развития и воспитания.

Такой взгляд на сущность и значение проверки знаний, умений и навыков сформировался в советской дидактике не сразу. В первые годы строительства советской школы некоторые педагоги вообще отрицали необходимость систематической проверки знаний, считая ее одним из атрибутов старой, дореволюционной школы. Так, при организации занятий по бригадно-лабораторному методу за выполнение задания отчитывался бригадир, а оценка выставлялась всем членам бригады. Учащихся переводили из класса в класс на основе представленных ими практических работ. Эта практика была осуждена и отменена Центральным Комитетом партии. В постановлении «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» указывалось, что в основу учета школьной работы должен быть положен текущий индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся.

В ходе строительства школы вместе с совершенствованием всего учебного процесса развивалась и совершенствовалась проверка успеваемости учащихся.

Долгое время в силу традиции многие учителя обращали основное внимание при проверке знании на простое воспроизведение учащимися материала учебника. Такой подход к проверке имеет известные основания: часть учебного материала, особенно в начальной школе, подлежит заучиванию и воспроизведению.

Если простое воспроизведение становится преобладающим, то учащиеся постепенно привыкают к бездумному заучиванию учебного материала, а это затрудняет использование приобретенных знаний на практике, в жизни.

Давно уже многие учителя используют прием самостоятельного воспроизведения материала. Это шаг вперед в направлении развития у учащихся стремления и умения творчески учиться. Однако сейчас этого мало. Все шире начинают использоваться приемы самостоятельной группировки учебного материала, привлечения новых фактов использования разнообразных приемов при пересказе, самостоятельное составление задач, решение задач с проверкой и т. д.

Дня правильной постановки проверки успеваемости большое значение имеет знание некоторых дидактических требований ее проведения.

Внимание и прилежание учитываются, конечно, при проверке знаний, но не как главный их компонент. Учету подлежат прежде всего качество и глубина знаний, навыков и умений. Эти показатели являются определяющими при проверке и оценке знаний. Проверка знаний должна быть всесторонней и проводиться систематически.

Не все ученики сpaзy привыкают, например, отвечать у доски. Некоторые из них теряются, когда учитель спешит прибегнуть к помощи класса, и, хотя знают материал урока, оказываются неспособными ответить на вопросы. В классе есть рассеянные ученики, они также нуждаются в особой заботе и внимании к ним учителя.

Но учет индивидуальных особенностей учащихся не означает отказа от проверки знаний каждого ученика. Наоборот, полное осуществление функций проверки возможно при условии, если ею будет охвачен каждый школьник и оценен по результатам его личной ученной деятельности.

Разнообразие видов и методов проверки, недопустимость преимущественного использования одних видов в ущерб другим — следующее важное требование к проверке.

Большое значение имеет соблюдение объективности в подходе к учащимся при проверке знаний, а также осуществление единства требований всех учителей к учащимся.

Важно также, чтобы каждый учитель создавал во время проверки атмосферу творчества и доброжелательности. В такой атмосфере дети не будут бояться высказать свои мысли, свои сомнения, не испытают чувства неловкости за ошибочные ответы и не будет места для таких явлений, как подсказывание, списывание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: